15 июня 2017г.

Минэкономразвития ожидает роста ВВП более 2% уже осенью 2017 года

Темп экономического роста будет становиться выше с каждым кварталом, считает глава ведомства Максим Орешкин.

Рост ВВП РФ будет усиливаться с каждым кварталом, а осенью этого года рост в годовом выражении может превысить 2%. Об этом журналистам сообщил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.

"Мы видим, что темп экономического роста будет ускоряться с каждым кварталом и выйдет на значение выше 2% уже осенью этого года", - сказал Орешкин.

Он добавил, что сохраняется полная уверенность, что по итогам года рост ВВП РФ составит 2%.

Ранее глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что рост экономики РФ продолжается уже три квартала подряд, чему способствуют инструменты денежно-кредитной политики, используемые Банком России.

По предварительным оценкам Росстата, в первом квартале 2017 года рост экономики составил 0,5%.

По оценке Внешэкономбанка, российская экономика в апреле выросла на 1,5% к соответствующему периоду прошлого года после роста на 0,8% в марте. По оценке Минэкономразвития, ВВП России в апреле 2017 г. вырос на 1,4% в годовом выражении.

Источник: tass.ru

14 июня 2017г.

Максим Орешкин: Мы намерены активно раскрывать потенциал российских регионов, вовлекая в кооперационные проекты инвесторов из стран АТР

14 июня 2017 года Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин выступил с Приветственным словом на торжественном банкете по случаю открытия Четвертого Российско-Китайского ЭКСПО.

Министр отметил успешный опыт совместной организации с китайскими партнерами столь масштабного выставочно-конгрессного мероприятия. «Российско-Китайское ЭКСПО – практическое подтверждение приверженности развитию долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям», - сказал он.

Товарооборот между Россией и Китаем уверенно растет (+37,0% за январь – апрель 2017 года). «Будем стремиться к достижению 200 млрд. долл. к 2020 году», - добавил Максим Орешкин. Этому способствует и масштабная модернизация национальной экономики. Ведется системная работа по совершенствованию инвестиционного климата, созданию комфортных условий для деятельности иностранных компаний.

В концепцию Четвертого ЭКСПО, по словам Максима Орешкина, заложены три направления двустороннего взаимодействия: инновационное и научно-техническое сотрудничество, сельское хозяйство, малое и среднее предпринимательство. «В реализации потенциала этих областей взаимодействия видим перспективу для укрепления и роста двусторонней торговли», - подчеркнул Министр.

«Мы намерены активно раскрывать потенциал российских регионов, вовлекая в программы регионального развития и конкретные кооперационные проекты инвесторов из заинтересованных стран АТР и других регионов мира», - заметил Максим Орешкин. На Четвертом ЭКСПО впервые двум регионам России и Китая предоставлен статус «главного гостя». С российской стороны таким регионом стала Челябинская область, с китайской – провинция Гуандун.

Российская делегация и павильон на ЭКСПО как никогда представительны. В Харбин приехали делегации ведущих корпораций - «Ростехнологии», «Ви Холдинг», АО «ОЭЗ», АО «Вертолеты России», ПАО «Банк ВТБ», наиболее успешные представители малого и среднего бизнеса. С китайской стороны участие в ЭКСПО столь же масштабно, с широкой географией заинтересованных в сотрудничестве регионов, в том числе активно участвующих в кооперации с Россией провинций Хэйлунцзян и Чжэцзян, именами известных китайских компаний.

«Мы с нашими китайскими коллегами постарались сделать ЭКСПО максимально приближенным к практическим интересам широких кругов делового сообщества России и Китая. Важной составной частью программы станет масштабная экспозиция регионов, предприятий и актуальной на рынках двух стран продукции», - сказал Министр. Деловая часть ЭКСПО включает около 20 мероприятий – панельных сессий, круглых столов и презентаций. «Убежден, что Четвертое Российско-Китайское ЭКСПО укрепит свои позиции в качестве удобной площадки для международного общения, завязывания деловых и дружеских контактов, обмена опытом и идеями, будет способствовать укреплению торгово-экономических и гуманитарных связей между нашими странами», - подчеркнул Максим Орешкин.

Источник: economy.gov.ru

08 июня 2017г.

Максим Орешкин: Роль ГЧП в привлечении инвестиций в социальную сферу возрастает

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин выступил на пленарном заседании «Социальные инновации и проектное управление – новые возможности развития регионов» в рамках Второго Форума социальных инноваций регионов в г. Красногорске.

Максим Орешкин: Доброе утро!

Действительно, социальная сфера – это то, что очень важно для государства, то, на что Правительство и Совет Федерации, и Государственная Дума делает самый важный акцент в своей работе. И развитие сегмента социальных НКО, социального предпринимательства – это то, что может делать эту сферу лучше, создавать помимо более качественных условий жизни людей, также новые рабочие места и двигать экономику вперед.

В своем выступлении кратко остановлюсь на трех направлениях, над которыми работает Министерство, – развитие сектора социальных НКО, социальное предпринимательство и ГЧП.

Если посмотреть динамику тех событий, которые происходят за последние 5 лет, то можно увидеть очень хорошую тенденцию, что масштаб деятельности социальных НКО существенно вырос. Этому способствует активная политика государства в этом направлении. Мы видим, что количество организаций с 2012 года увеличилось на 40% - их сейчас стало 140 тысяч, а число занятых в них добровольцев выросло до 3,5 миллионов человек.

По большому счету все базовые условия для работы созданы. К настоящему времени 75 из 85 субъектов утвердили комплексные планы мер по обеспечению доступа СО НКО к предоставлению услуг в социальной сфере. В качестве лидеров здесь отмечу Пермский край, Башкортостан, Ханты-Мансийск, Красноярск, Новосибирск, Мурманск, Архангельск.

В ряде регионов уже накоплен позитивный опыт по реструктуризации бюджетной сети, например, через введение стационарно-замещающих технологий или вывод полностью на конкурс услуг надомного обслуживания. В Пермском крае, например, использование таких технологий позволяет экономить в год до 200 млн. рублей, обеспечивая за счёт высвобожденных ресурсов дополнительный набор услуг гражданам.

Именно за счёт реструктуризации бюджетного сектора можно получить ресурсы для расширения масштабов услуг, предоставляемых гражданам, в том числе, негосударственными организациями.

Большие перспективы развития некоммерческого сектора мы связываем с дальнейшим ростом добровольческой активности. В настоящее время Минэкономразвития РФ совместно с Агентством стратегических инициатив и Общественной палатой в соответствии с поручением Президента завершило разработку плана по развитию волонтерства в РФ. Вчера этот документ подписал, он бы внесён на утверждение в Правительство РФ. Его основные приоритеты – это поддержка волонтёрского движения, как среди учащихся, так и граждан зрелого и пожилого возраста, развитие корпоративного добровольчества, масштабирование инфраструктуры добровольческих центров.

Следующий проект – это развитие социального предпринимательства. В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса в него вовлечено уже 52 региона. За 5 лет им были предоставлены субсидии из федерального бюджета в размере почти 1,5 млрд. рублей.

Основные меры поддержки сфокусированы на развитии центров инноваций в социальной сфере, которые предоставляют консультационную поддержку организациям социального предпринимательства. Эти центры выступают своеобразным бизнес-акселератором, способствующим запуску и масштабированию их деятельности. Пока они есть в 22 регионах, но мы рассчитываем, что уже в следующем году их число как минимум удвоится.

Переходя к проблематике развития ГЧП, отмечу, что его роль в привлечении инвестиций в отрасли социальной сферы возрастает: на 1 июня 2017 г. каждый восьмой проект ГЧП в стране приходится именно на социальную сферу. Запланированный по ним объем инвестиций составляет 52 млрд. рублей, из них свыше 40 млрд. рублей – внебюджетное финансирование. На текущий момент инвесторы уже вложили в эти проекты более 14 млрд. рублей.

В поддержку проекта предусмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета региональным и местным бюджетам на возмещение части затрат в связи с реализацией соглашений о ГЧП. Минэкономразвития России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по использованию механизмов ГЧП с учётом лучших региональных практик.

В планах министерства – вместе с Минздравом и Минтрудом - доработать отраслевое законодательство в части предоставления концессионерам и частным партнёрам долгосрочных параметров (тарифов) за предоставляемые услуги.

Когда Президент на ПМЭФ коснулся вопроса привлечения частных ресурсов в инфраструктуру, это касалось не только транспортной инфраструктуры, но, в том числе, и социальной инфраструктуры. Это очень важное направление.

В заключение, хочу сказать, что рад возможности напрямую обратиться к участникам форума, представляющим регионы страны, некоммерческие организации. Работа, которая за последние годы была проведена на федеральном уровне, на уровне Министерства, позволяет уже сейчас на местах внедрять и развивать практику привлечения бизнеса и некоммерческих организаций в оказание социальных услуг. Есть ряд регионов, и об этом я уже говорил, которые это успешно демонстрируют.

Безусловно, есть много нерешенных вопросов. И работа по ним активно ведется. В этой связи мы рады будем увидеть результаты работы форума, те направления, по которым нам стоит двигаться дальше, чтобы систему дальше отладить, чтобы она работала на благо людей.

Спасибо!

Источник: economy.gov.ru

07 июня 2017г.

Максим Орешкин: Российская экономика начала новую фазу экономического роста

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в рамках «правительственного часа» выступил с докладом в Государственной Думе.

Максим Орешкин: Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые депутаты!

Добрый день!

Начну с текущей экономической ситуации. Последние статистические данные подтверждают тезис, что российская экономика начала новую фазу экономического роста. Прирост ВВП в апреле достиг 1,4%. Более того, целый ряд показателей, а это и прирост энергопотребления более чем на 2%, и прирост объемов грузоперевозок на 4%, все это соответствует уровням 2010-2011 года. Напомню, в тот период экономика росла темпами в 3-4%.

Что очень важно, начинается постепенное восстановление потребительского спроса. Так, сегодня были опубликованы данные о том, что прирост продаж новых автомобилей в мае достиг 15% к уровню прошлого года. Начинает оживать спрос на потребительские кредиты, активно растет ипотека. Восстановление внутреннего спроса подтверждается одновременным ростом объемов внутреннего производства и импорта потребительских товаров, а также уверенным ростом несырьевых доходов федерального и региональных бюджетов. Безработица в текущем году находится на уровне 2014 года – минимальном за всю историю статистического наблюдения.

Однако начало новой волны роста не означает, что у нас уже все хорошо: все основные показатели и уровень выпуска, и доходы населения пока находятся ниже тех уровней, которые мы видели в начале 2014 года. Тем не менее, важно понимать, что докризисные уровни были во многом обеспечены неустойчиво высокими ценами на нефть, которые за последние три года снизились более чем в два раза, геополитические трудности тоже добавили негатива к этому процессу. При этом снижение ВВП за 2015-2016 год, несмотря на все трудности, составило всего 3,0%, а уровень реальных заработных плат по итогам апреля ниже уровня апреля 2014 года на 6,4%.

Что мы ожидаем по итогам 2017 года. Мы ожидаем рост ВВП на 2,0%, при этом темпы роста во втором полугодии будут превышать этот уровень. Восстановление экономики, по нашим оценкам, продолжится широким фронтом: мы ожидаем рост инвестиционной активности примерно на 3,0%, реального уровня заработных плат примерно на 2,0%. Примерно 2,0% в реальном выражении прибавят и пенсии после их индексации на 5,8% в этом году. И эта оценка без учета разовой выплаты, которая была совершена в январе.

Темпы инфляции находятся около целевой отметки Банка России в 4,0% и к концу года должны, по нашей оценке, снизиться до уровня в 3,6-3,8%. Такая инфляционная динамика позволяет Банку России активно снижать уровень ключевой ставки.

Важно отметить, что начало новой фазы экономического роста характеризуется отсутствием структурных дисбалансов в российской экономике: платежный баланс и бюджет адаптировались к низким ценам на нефть, долговая нагрузка населения и компаний снизилась. Заметно подешевела в реальном выражении недвижимость, что с учетом рекордно низких значений ипотечных ставок делает покупку жилья максимально доступной для средней российской семьи в новейшей истории. Всё это значит, что новая волна экономического роста основывается на сильных фундаментальных, а не спекулятивных трендах.

Но можем ли мы быть довольными той динамикой, тем экономическим ростом, который мы ожидаем в этом году? Ответ: конечно же нет. Именно поэтому мы готовим пакет мер, который позволит увеличить темпы экономического роста и, самое главное, уровень жизни граждан России. Именно долгосрочный рост качества и уровня жизни населения является главной целью, на которую мы ориентируемся при разработке наших предложений.

Важно понимать, что российская экономика стоит перед серьезными демографическими вызовами. Провал рождаемости 90-х годов приведет к снижению трудоспособного населения в среднем на 600 тысяч человек в год на протяжении следующих шести лет. Минимум рождаемости в нашей стране был достигнут в 1999 году и сейчас численность 18-летних у нас достигла минимума с первой половины 20 века.

На эти вызовы мы и ориентируемся в своей работе. Мы не пытаемся готовить стратегии, в которых будет подробно написано, что и как делать ближайшие 10 лет. Мы стараемся концентрироваться на разработке конкретных мер, которые могут здесь и сейчас оказать положительный эффект на экономическую динамику.

Учитывая стоящие перед нашей экономикой вызовы, мы ориентируемся на решение двух ключевых задач:

Первая - активизация инвестиций в технологическое обновление и новую инфраструктуру;

Вторая - бережное отношение к людям и максимальное развитие талантов и способностей каждого гражданина нашей страны.

Сквозной задачей для достижения этих двух целей является задача по цифровизации экономики.

В части инвестиционной активности наша задача добиться дополнительных инвестиций к текущему уровню примерно на 5 трлн. руб. Важно, чтобы эти инвестиции носили устойчивый характер. По каким основным направлениям мы здесь планируем действовать:

Первое. Создание понятной, прозрачной и предсказуемой среды работы бизнеса. Речь идет об устойчивой макроэкономической динамике, стабильной налоговой системе, предсказуемых тарифах естественных монополий, понятных и прозрачных принципах работы контрольно-надзорных органов, мерах поддержки государства. Остановлюсь подробнее на том что уже сделано.

В последнее время самое негативное влияние на инвестиционную активность оказывала нестабильность макроэкономической ситуации. Волатильность инфляции, спроса, курса были настолько высокими, что нельзя было с уверенностью составить ни одного бизнес-плана. С начала 2017 г. неопределенность, по опросам Росстата, начала быстро снижаться. Если еще полгода назад об этом говорили 56% респондентов, то сейчас этот уровень опустился до 44%. Эффект дают те меры, которые мы реализовывали вместе с вами последние 2-3 года, по кирпичику собирая стену макроэкономической политики: от инфляционного таргетирования до новых принципов бюджетной политики. В этом году был разработан и внедрен механизм сглаживания эффекта от волатильности цен на нефть на внутреннюю экономику. Это позволило стабилизировать динамику валютного курса;

После активной работы с деловым сообществом завершается подготовка законопроекта, регулирующего неналоговые платежи, а также дорожной карты по снятию избыточных нормативных требований к бизнесу. Скоро будем готовы обсуждать их на площадке Государственной Думы;

В Правительство внесен законопроект о контрольно-надзорной деятельности, который позволит регламентировать основные положения о деятельности надзорных органов – главная задача здесь, чтобы контроль и надзор из инструмента наказания стал инструментом предотвращения нарушений. Хотел бы обратиться к Парламенту с просьбой провести нулевые чтения данных инициатив;

Продолжается работа над улучшением делового климата, надеемся к концу года продолжить движение вперед по рейтингам. Но что очень важно, поддерживаем работу по введению целевых моделей на региональном уровне, внедрение лучших практик на региональном уровне – это очень важно.

Наводим порядок в работе такой подведомственной организации как Росреестр. Сегодня здесь есть продвижение по чистке рядов, внедрению современных технологий, которые позволяют минимизировать общение заявителя и чиновника и там, где это возможно, перевести работу в автоматизированный формат. На уровне Министерства создана рабочая группа совместно со строительными компаниями, которая позволит конкретизировать слабые места системы и способы их преодоления.

В обеспечении понятности, прозрачности и предсказуемости действий государства очень большая роль у Государственной Думы. Ответственный подход, аккуратное и всестороннее рассмотрение законопроектов – это то, что обеспечивает стабильность правового поля и тем самым способствует экономическому росту. Считаю, что в этом снижении неопределённости по мнению респондентов большая заслуга и Государственной Думы.

Второе направление поддержки инвестиций – это увеличение объема реализуемых новых инвестиционных и инфраструктурных проектов. Именно в этих двух областях мы видим самые большие проблемы. Мы подготовили запуск так называемой «фабрики проектного финансирования». Ее задачей через работу на всех ключевых стадиях от подготовки проекта через структурирование его финансирования до этапа реализации будет как увеличение общего числа доступных к реализации проектов, так и, что самое главное, снижение рисков для конечных инвесторов. Результатом внедрения данного механизма должен стать рост объема привлекаемых частных ресурсов. Предполагается, что основным продуктом «фабрики» будет долгосрочный кредит (сроком до 10-15 лет) с процентной ставкой, не превышающей 10% годовых. Это именно то, что нужно нашему бизнесу для того, что бы реализовывать новые инвестиционные проекты. В части реализации инфраструктурных проектов мы также хотим создать условия для активного привлечения частных кредитных ресурсов, возвратность которых будет обеспечена платежами от основных выгодоприобретателей реализации инфраструктурных проектов: государства, как на региональном, так и на федеральном уровнях, инфраструктурных монополий и частного бизнеса. Важной новацией должны стать изменения в законодательство в части синдицированного кредитования. Планируем выйти с предложениями в Государственную Думу в ближайшее время. Над этими программами мы активно работали последние несколько месяцев - программами по инфраструктурным инвестициям и программам по реализации новых инвестиционных проектов, они были объявлены Президентом на Петербургском экономическом форуме. Планируем осенью начать их плавный запуск.

Третье. Наряду с ростом инфраструктурных инвестиций, важным фактором снижения издержек российских компаний должна стать активная цифровизация российской экономики. Она уже сегодня может стать тем инструментом, который позволит повысить эффективность во многих сферах – начиная от электронной торговли, логистики и заканчивая государственными услугами и социальной сферой. Здесь очень важна работа совместно с Государственной Думой по подготовке законопроектов, создающих прочную институциональную основу развития этой сферы. Мои два заместителя участвуют в такой работе на площадке Думы.

Четвертое. Важным фактором при принятии решений о новых инвестициях является наличие достаточных рынков сбыта: в этой связи важно работать по увеличению возможностей экспорта нашей продукции, ее доступа на рынки других стран. В рамках данного направления помимо развития уже созданных институтов поддержки экспорта, речь пойдет о дальнейшем упрощении административных и бюрократических процедур, активной работе по увеличению числа стран, с которыми Россия работает в рамках зон свободной торговли. Важный элемент – развитие цепочек добавленной стоимости, в том числе поддержка создания российскими компаниями сборочных и сбытовых производств на ключевых рынках. Так, например, в качестве спецпредставителя Президента по экономическому взаимодействию с Японией, я со своим японским коллегой провожу на ежемесячной основе регулярные встречи. Мы пытаемся максимально помочь продвижению новых проектов. Строительство нового аэропорта в Хабаровске, доступа российского мяса на японский рынок, системы умного города в Воронеже и многое-многое другое, это то, над чем мы работаем по данному направлению.

Вторая цель, о которой я говорил, - это сохранение и повышение качества человеческого капитала, обеспечение роста производительности труда.

Для достижения более эффективной работы наших компаний важно не только идти по пути технологического обновления, но также активно внедрять новые управленческие технологии. Практика показывает, что применение самых современных управленческих практик может на отдельных предприятиях повысить производительность на десятки процентов. В рамках работы по данному направлению мы заканчиваем подготовку 11-го правительственного приоритетного проекта «Производительность труда». Его задача – упростить доступ российских предприятий к новым управленческим технологиям, помочь их внедрению, а также стимулировать процесс повышения квалификации сотрудников.

Важным направлением здесь является снятие нормативных ограничений на повышение производительности труда, повышение гибкости. Необходима инвентаризация устаревших нормативов, норм, стандартов, использование которых определяет избыточную занятость. Задача – исключить искусственную потребность в рабочей силе, когда, например, возможна замена персонала на опасных производствах автоматическими системами.

При реализации данной программы ни в коем случае нельзя забывать о человеке. Одним из ключевых индикаторов программы будет являться доля людей, которые высвобождены и устроены на новые рабочие места без потери заработной платы. Здесь задача для местных служб занятости – своевременно провести тестирование сотрудников, определить их квалификацию и подобрать наиболее подходящую вакансию. Будем настаивать на принятии специальных мер налогового стимулирования программ поддержки повышения квалификации сотрудников и их межрегиональной мобильности. Отмечу и необходимость цифровизации отношений между работодателем и работником, постепенный отказ от бумажных трудовых книжек.

Пару слов о важных для экономического роста аспектах социальной сферы. В части здравоохранения ориентиром должно являться повышение продолжительности активной жизни, а также снижение длительности и количества периодов временной нетрудоспособности. Здоровая нация – это не только более высокое качество жизни людей, но и прямой вклад в экономической рост.

За последние годы мы достигли впечатляющего рывка в части рождаемости, однако систему, обеспечивающую максимальное развитие способностей и талантов каждого человека, на каждой стадии его развития, еще только предстоит создать. В сфере образования важно как обеспечить мотивацию школьников, так и отстроить систему, при которой получаемые знания, будут востребованы в новой экономике. Важно что бы доля социальных выпадений в процессе обучения у нас стремилось к лучшим значениям в мире. Какие новые знания нужны: это способность к коммуникации, непрерывному в течение жизни процессу обучения - технологии быстро идут вперед, поэтому главное – это способность обучатся и получать новые знания. Вопрос востребованности знаний также остро стоит и перед системой высшего образования.

Для компенсации негативного тренда численности населения в трудоспособном возрасте планируется реализовать ряд мер по повышению активности таких групп населения как молодежь и молодые мамы. Считаем важным работать по привлечению в страну молодых талантов и квалифицированных сотрудников со всего мира. Важно, чтобы иностранные граждане, окончившие российские вузы, имели простую возможность остаться у нас в стране и быть активными членами нашего общества.

Для успешной реализации предложенных изменений, а также финансирования важных с социальной точки зрения направлений нам потребуется провести работу по повышению эффективности бюджетных расходов. В настоящее время мы детально, с привлечением депутатов Государственной Думы, разрабатываем предложения по новым подходам работы с государственными программами. Та ситуация, которая сложилась в настоящее время, говорит о том, что существующий механизм не дает необходимых результатов. В чем здесь проблемы?

Первое. Очень важно в каждой госпрограмме иметь ограниченное число целей. В наших сейчас 2400 целей. Это не работает. По каждой госпрограмме должно быть не более пяти верхнеуровневых целей. И она должна быть не просто списком всех бюджетных расходов по этому направлению, а включать весь комплекс действий, все бюджетные и внебюджетные источники, все меры по изменению регулирования.

Второе, внутри госпрограмм очень важно провести разделение всех действий на проектную и процессную часть. Все новое, что хочет сделать государство, должно быть сформулировано в проекты. Должно быть просчитано, какой эффект на достижение конкретных целей оказывает каждый конкретный проект, сколько он стоит, и кто персонально является ответственным. Благодаря такой работе все проекты можно будет проранжировать по их эффективности.

В настоящее время выбрано пять пилотных госпрограмм: транспорт, жилище, здравоохранение, сельское хозяйство, образование. На них мы сейчас отрабатываем новые подходы.

В этой работе также очень важна роль Парламента. Важно, чтобы отчет конкретного министра в Парламенте был предметным разговором в том числе о достижении ключевых целей государственных программ.

Одним из ключевых направлений деятельности Министерства является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Приоритетные направления здесь следующие:

Первое. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и формирование сервисной модели поддержки МСП.

Второе. Формирование спроса через заказ государства и государственных корпораций. Здесь работаем над тем, чтобы заказы доставались реальному малому бизнесу, а не подставным компаниям.

Третье, обеспечение доступности кредитных ресурсов. На этой неделе подписано остановление Правительства, расширяющее лимиты по так называемой программе «6,5» на дополнительные 50 млрд. руб. Благодаря этому малый бизнес получит доступ еще в большем объеме к кредитным ресурсам по стоимости не выше 10,6%.

Реализуемые меры способствуют росту активности МСП – с августа прошлого года их количество выросло на 10%. Однако очевидно, что не все в этой программе идеально – договорились с профильным комитетом в ближайшее время провести широкие слушания по данной проблематике.

Главное направление деятельности, где Министерство напрямую соприкасается с населением – это развитие сети МФЦ. Сегодня для граждан открыты более 13 тысяч центров и офисов госуслуг по всей стране, в которые ежедневно обращаются 300 тысяч граждан. Охват населения «одним окном» составляет 97%.

На 1 мая уже 31 государственная услуга обязательна к предоставлению в МФЦ. Их число постоянно расширяется. Активно прорабатывается вопрос предоставления массовых и социально значимых госуслуг по экстерриториальному принципу, а также услуг по жизненным ситуациям. Например, единовременное оформление всех документов при рождении ребенка или смене фамилии, открытии бизнеса или приобретении жилья. Такие законопроекты планируем внести в Госдуму этой осенью и надеемся на поддержку депутатов. Цель, которую мы видим перед собой, сделать получение государственных услуг максимально простым и быстрым. Важно базировать всю работу именно от потребностей человека, а не от каких-то других историй.

Одной из форм учета мнений предпринимателей уже несколько лет выступает оценка регулирующего или фактического воздействия нормативных актов. Это профессиональная экспертиза последствий принятия новых правил для бизнеса. Как финансовых – с точки зрения изменения издержек, так и административных в части бумажной волокиты. С 2010 года Минэкономразвития подготовлено почти 6 тыс. таких заключений. Причем в отношении трети актов сделаны выводы о наличии избыточных требований.

Отмечу, что здесь мы уже договорились об активном сотрудничестве с Государственной Думой. Мы будем совместно работать над анализом законопроектов, работа над которыми ведется в стенах парламента.

В работе Министерства очень важно иметь обратную связь, стараюсь посещать российские регионы, и, в первую очередь, встречаться с представителями регионального бизнеса. Региональная повестка незаслуженно ушла в Министерстве на второй план за последние годы – пытаемся исправлять ситуацию. За последние месяцы удалось посетить Тульскую, Кировскую, Ярославскую области, республику Татарстан, Краснодарский край – только в понедельник на этой неделе вернулся из поездки по Новгородской области.

Считаю очень важным постоянное общение с депутатами – уже удалось встретиться с двумя депутатскими группами Единой России, провел встречи с тремя оппозиционными фракциями, работаю по активизации контактов с думскими комитетами. Вопросы и проблемы, которые поднимаются на встречах позволяют лучше понять происходящее на местах и направить разрабатываемые меры, в первую очередь, на конкретные болевые точки. Спасибо вам за возможность такого общения.

Благодарю за внимание.

Источник: economy.gov.ru

03 июня 2017г.

Рекорды ПМЭФ-2017: более 14 тысяч участников и соглашения почти на 2 трлн рублей

Как сообщил на итоговой пресс-конференции советник президента РФ Антон Кобяков, "такого количества участников с такой обширной географией форум еще не принимал никогда за свою 21-летнюю историю".

21-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) подтвердил свою репутацию одной из самых масштабных и авторитетных дискуссионных площадок мировой экономики и установил рекорды по числу участников, географии стран, которые были представлены, и объему заключенных соглашений.

Трехдневный форум проходил под девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". Центральным событием в обширной программе мероприятий форума по традиции стало выступление президента РФ Владимира Путина на пленарном заседании, в котором также приняли участие руководители зарубежных государств, высокопоставленные политики и чиновники, руководители крупнейших зарубежных и российских компаний.

Крупнейший за историю

Форум в этом году собрал более 14 тысяч участников. По предварительным подсчетам, на полях ПМЭФ подписано 386 соглашений на сумму около 2 трлн рублей, сообщил на итоговой пресс-конференции советник президента РФ Антон Кобяков.

"Количество подписываемых на форуме соглашений увеличивается год от года. По состоянию на 8 часов 2 июня были подписаны инвестиционные соглашения и меморандумы в количестве 386 на общую сумму около 2 трлн рублей", - проинформировал он.

По его словам, в 2015 году было подписано 105 соглашений, в 2016 - 356 соглашений на сумму 1 трлн рублей. Тогда в работе ПМЭФ приняли участие 12 тысяч человек из 130 стран.

На ПМЭФ-2017 приехали представители бизнеса, международных организаций, эксперты, ученые и журналисты из более чем 143 стран мира. "Такого количества участников с такой обширной географией форум еще не принимал никогда за свою 21-летнюю историю", - отметил Кобяков.

Расширяется и деловая программа ПМЭФ, в прошлом году основная программа включала в себя 72 мероприятия, в 2017 году в рамках основной программы состоялось 127 мероприятий. "На полях форума прошли заседания деловой "двадцатки", которая пройдет в Германии, конференция БРИКС и ШОС", - сообщил советник президента.

На площадке форума Российская академия наук совместно с шестью нобелевскими лауреатами провела сессию "Наука: взгляд в будущее".

Страной-гостем ПМЭФ-2017 стала Индия, которую представлял премьер-министр Нарендра Моди.

США - лидер по представительству

Лидером по численному представительству на ПМЭФ-2017 стал американский бизнес, сообщил Кобяков.

"В общей сложности из Штатов приехали 560 человек, 140 компаний. Это самое большое представительство иностранного бизнеса из одной страны", - констатировал он.

"Мы рады приветствовать в нашей стране компании, которые показали свою заинтересованность в восстановлении взаимовыгодных связей с российскими партнерами", - продолжил советник главы российского государства. Он особо отметил тот факт, что "впервые за три последних года был проведен двусторонний страновой диалог России и США, в котором в исключительном порядке принял участие президент России".

Кобяков также с иронией напомнил, что "в последние три года большую работу по популяризации ПМЭФ проводил Госдеп США, который запрещал компаниям во всем мире участвовать в Петербургском форуме". "Надеюсь, что в этом году эти 600 человек, наши американские партнеры, не будут подвергнуты дисциплинарным санкциям", - сказал он.

Советник президента рассказал, что пообщался на ПМЭФ со многими бизнесменами, в том в том числе из США. "Они говорят, что в Америке стало модным говорить с русским акцентом", - сообщил он. "Они сами говорят - мальчишки у них во дворах играют в Путина", - привел Кобяков слова своих американских собеседников. "Может быть, через преодоление (разногласий) мы придем к тому сближению наших народов, о котором говорил Владимир Владимирович (Путин), в том числе на пленарке форума", - предположил он.

"Ну, а тем молодым ребятам (из США), которые играют в Путина, которые станут студентами, молодыми предпринимателями, - (хочу сказать:) вы приезжайте в нашу страну на каникулы. Будет Всемирный фестиваль молодежи и студентов в октябре этого года. Всех приглашаем", - заключил Кобяков.

Новая фаза роста

Одним из факторов, способствовавших привлекательности форума, стало то обстоятельство, что российская экономика, как отметил в выступлении на пленарном заседании президент РФ, "вступает в новую фазу роста". "Нужно поддержать, ускорить все эти позитивные тенденции, чтобы уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на опережающие темпы экономического роста - выше мировых", - подчеркнул глава государства.

По его мнению, "ключевым фактором здесь является повышение инвестиционной активности, прежде всего со стороны частного бизнеса". Путин сообщил, что по итогам первого квартала текущего года приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил $7 млрд, что стало лучшим показателем за соответствующий период за последние три года.

По словам помощника президента Андрея Белоусова, российские активы находятся на пике инвестиционной привлекательности и очень интересны иностранным инвесторам. "Сегодня в Россию стало очень модно инвестировать, - сказал Белоусов. - Метут все, любой российский актив является супер привлекательным объектом для инвестиций".

Он подчеркнул, что в улучшении инвестиционного климата сыграла важную роль консолидация усилий властей разных уровней, предпринимателей и бизнес-объединений.

Цифровая экономика

Одной из центральных тем форума стала цифровая экономика, которая, по словам Владимира Путина, является основой, позволяющей "создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменять формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно - задает новую парадигму развития государства, экономики, всего общества".

Путин поставил задачу "кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики" и "добиться всеобщей цифровой грамотности". По его словам, "для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях - от школы до высших учебных заведений, и, конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов".

Правительство РФ в рамках работы над программой развития цифровой экономики России до 2024 года подготовит детальный план мероприятий на три года, который будет содержать перечень конкретных шагов, ответственных исполнителей и источники финансирования, сообщил заместитель начальника экспертного управления администрации президента РФ Леонид Осипов в ходе IT-завтрака "Цифровая экономика, мобильная экономика, экономика данных".

По его словам, планирование развития цифровой экономики России до 2024 года предусматривает обозначение долгосрочных целевых показателей. "Но самое важное - это трехлетний план с ежегодным пересмотром, самое важное - разработать механизмы, адаптируемые к быстрым изменениям (ситуации), потому что технологии развиваются с быстрой скоростью и меняют рынки", - пояснил Осипов.

По мнению главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, ПМЭФ-2017 можно охарактеризовать как "форум за технологическое развитие или за технологическое лидерство". "Мне кажется, в результате всех дискуссий в конце третьего дня и после выступления президента мы можем сказать, что это желание Россию сделать снова технологической державой", - пояснил он.

"Таблетка от истерии"

Как и на любой дискуссионной площадке, не обошлось без острых политических вопросов, которые звучали прежде всего на мероприятиях с участием российского лидера: участников форума интересовало отношение Путина к проблеме санкций, а также к раздающимся из Вашингтона и ряда европейских столиц обвинениям по поводу того, что Россия якобы вмешивается в выборы в зарубежных странах.

Глава российского государства вновь высказал свое негативное отношение к любым санкционным режимам, которые противоречат интересам развития и логике взаимовыгодного сотрудничества, к тому же нередко вредят тем, кто санкции вводит. Впрочем, России, по его словам, санкции помогли "включить мозги": "Есть и плюс: мы, допустим, подтолкнули развитие целых отраслей экономики. Пришлось включить свои мозги, а не просто нефте- и газо-доллары, мы вынуждены были подтолкнуть развитие некоторых технологий, фундаментальной и прикладной науки. И получается!"

Президент эмоционально и категорично отверг все инсинуации по поводу якобы российского вмешательства в выборы и причастности к этому пресловутых русских хакеров. Он подчеркнул, что Россия "на государственном уровне этим не занимается - в отличие, кстати, от тех самых стран Запада, - а все звучащие в ее адрес обвинения построены исключительно на домыслах и предположениях, а не на конкретных фактах".

Путин предположил, что для американской политической элиты нападки на Россию являются способом решить свои внутренние проблемы. Он даже предложил американским политикам принять "таблетку от истерии" и перестать заниматься "вредной болтовней".

"Перед нами системные долгосрочные вызовы, все последствия которых пока трудно даже просчитать и спрогнозировать. И мы не должны, не имеем права размениваться, тратить силы и время на склоки, распри, геополитические игры", - заявил российский лидер.

Путин отметил, что Россия настроена на диалог, партнерство, открыта к совместной работе, реализации взаимовыгодных проектов и сотрудничеству в решении важнейших стратегических вопросов глобального развития. "Только вместе, объединяя усилия, можно преодолеть нынешние дисбалансы и обеспечить устойчивый рост мировой экономики, выработать справедливые правила торговли и честной конкуренции, снизить уровень бедности, справиться с угрозами терроризма, региональных конфликтов, распространения национализма и ксенофобии", - заявил президент РФ.

ПМЭФ-2018

Следующий Петербургский международный экономический форум запланирован на 24 - 26 мая в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу, который пойдет в России и начнется в июне.

Традиционно ПМЭФ проводится в июне. Организаторы лишь однажды отступали от этого правила: в 2014 году форум проходил 22 - 24 мая.

"Датами в 2018 году следующего Петербургского форума обозначены 24, 25, 26 мая. Выбор более ранних дат форума связан с проведением в нашей стране чемпионата мира по футболу", - сообщил на итоговой пресс-конференции советник президента РФ Антон Кобяков.

"Мы это мероприятие, конечно же, проведем достойно, на соответствующем уровне и будем всех рады видеть в Санкт- Петербурге, в России", - сказал он.

Петербургский международный экономический форум - наиболее значимая ежегодная экономическая конференция в РФ. С 1997 года на площадке ПМЭФ лидеры государств, министры, руководители российских и иностранных компаний встречаются для обсуждения экономических вопросов, стоящих перед Россией и рынками развивающихся стран. С 2005 года в работе форума участвует президент РФ.

Нынешний ПМЭФ проходил с 1 по 3 июня. Генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ выступает ТАСС. Кроме того, агентство стало оператором презентационной зоны форума.

Источник: tass.ru

02 июня 2017г.

РО на ПМЭФ: промышленные инвестиции и освоение левого берега Дона

На Петербургском международном экономическом форуме Ростовская область подписала соглашения о реализации инвестпроектов на общую сумму более 13,5 млрд руб.

В ходе работы ПМЭФ-2017 делегация Ростовской области подписала соглашения о реализации проектов на сумму более 13,5 млрд руб., сообщил генеральный директор «Агентства инвестиционного развития Ростовской области» Игорь Бураков.

Подписанные документы предполагают создание новых промышленных производств, а также расширение мощностей уже работающих предприятий.

Самое крупное соглашение власти региона заключили с «Группой Агроком» Ивана Саввиди, которая намерена реализовать сразу четыре проекта с общим объемом инвестиций 10,5 млрд руб. Два из них предполагают размещение промышленных предприятий холдинга в Южно-Батайском индустриальном парке. В частности, здесь планируется построить вторую очередь завода «Атлантис-Пак» по производству барьерной пленки (объем инвестиций — 3,7 млрд руб.).

Кроме того, в индустриальный парк на левом берегу Дона перенесут колбасный завод «Тавр», который в настоящее время работает на территории Ростова-на-Дону. Объем инвестиций в этот проект запланирован на уровне 4 млрд руб.

Еще 1,5-2 млрд руб. «Группа Агроком» намерена вложить в строительство логистического комплекса площадью 40 тыс. кв.м, который будет специализироваться на продовольственных товара в Южно-Батайском индустриальном парке.

Также холдинг Ивана Саввиди построит рядом с футбольным стадионом «Ростов-Арена» спортивно-зрелищный комплекс «Гандбол-Арена» с объемом инвестиций 1 млрд руб., который станет домашней ареной для гандбольного клуба «Ростов-Дон».

Еще одно соглашение, касающееся строительства в регионе крупного промышленного предприятия, подписано с компаниями «Платов Групп» и швейцарской THE Machines Yvonand. Партнеры построят в Тарасовском районе Ростовской области завод по выпуску систем капельного орошения, инвестиции в проект составят 2 млрд руб. Проект планируется реализовать в 2017-1019гг. в три этапа с постепенным наращиванием мощностей с 4 до 20 производственных линий.

Соглашение с компанией «Техногенные минеральные ресурсы» предполагает создание производства по переработке золошлаковых отходов Новочеркасской ГРЭС (филиал «ОГК-2»). Завод предполагается построить на границе с территорией ГРЭС, сумма вложений составит 200 млн руб. Предприятие сможет перерабатывать до 20 тыс. тонн отходов в год (по информации АИР, в отвалах Новочеркасской ГРЭС хранится более 52 млн тонн золошлаков).

Расширение производства керамогранита предусмотрено соглашением с ООО «Шахтинская керамика», также подписанном в ходе форума. Собственник компании готов вложить в развитие 890 млн руб., при этом 559 млн руб. планируется инвестировать уже в 2017г. По словам генерального директора компании Сергея Клыкова, компания увеличит мощности действующей производственной линии на 65 %, а также запустит новую линию производства малых форматов керамогранита.

Донская делегация также провела ряд переговоров с зарубежными инвесторами. Так, с Coca-Cola HBC Россия было подписали соглашение, предполагающее, в том числе, реализацию совместных программ стимулирования развития донского АПК. Речь идет о кооперации крупного производителя с локальными поставщиками сырья и материалов.

Как отметили в «Агентстве инвестиционного развития Ростовской области», работающий в Новоалександровском индустриальном парке завод Coca-Cola Hellenic заинтересован в поставках отечественного сырья для производства соков и нектаров.

«В настоящее время на донском заводе Coca-Cola Hellenic работает пять производственных линий, в том числе пока лишь одна соковая линия мощностью 7 тыс. л в час. Хорошая сырьевая база потенциально могла бы стать предпосылкой для дальнейших инвестиций компании в это направление», – считает Игорь Бураков. Он также напомнил, что аналогичная сырьевая программа частично реализована в Ростовской области с компанией PepsiCo – девять картофелеводческих хозяйств поставляют свою продукцию на донской завод компании.

«Соглашения о стратегическом сотрудничестве, подобные тому, что подписано донским регионом с Coca-Cola HBC Россия, как правило, не монетизированы в тексте документе, но по факту выливаются в сотни миллионов рублей реальных инвестиций для региональной экономики», – отметил Бураков.

Как сообщал РБК Юг, на форуме в Санкт-Петербурге председатель ТПП Сербии Марко Чадеж также заявил о готовности компании «Шабац» инвестировать более 20 млн евро в строительство молокозавода в Ростовской области. Однако позже представители сербской и донских делегаций не подтвердили корреспонденту РБК Юг эту информацию, предположив, что председатель ТПП «мог просто перепутать регион».

Источник: rostov.rbc.ru

26 мая 2017г.

Олег Фомичев: Мы должны переформатировать политику поддержки бизнеса в целом - усилить сервисную составляющую

В День российского предпринимательства статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев в интервью газете «Известия» рассказал о мерах поддержки малого и среднего бизнеса и нововведениях, которые ожидаются в ближайшем будущем.

Социальные платежи ИП рассчитываются, исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ). Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума, что означает рост платежей для ИП. Планируется ли уходить от этой схемы расчета социальных платежей?

Задача повышения размера МРОТ до уровня прожиточного минимума очень правильная. Она приведет к легализации «серых» зарплат, к росту производительности труда. И при этом не должна противоречить задаче развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, повышение МРОТ, исходя из действующего порядка расчета взносов в государственные внебюджетные фонды, напрямую повлияет на финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей.

Конечно, невозможно в условиях инфляции зафиксировать платеж и сделать его постоянным. Проблема в том, что перед нами стоит задача довести МРОТ до прожиточного минимума быстрыми темпами, поэтому мы предлагаем сейчас отвязать социальный платеж, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями, от размера МРОТ и повышать его ежегодно на основе устанавливаемого отдельным решением правительства коэффициента, который будет привязан к росту потребительских цен.

Возможны и другие варианты. Помимо прочего, мы обсуждали рост заработных плат как показатель, к которому тоже можно привязать социальный платеж ИП. В любом случае мы хотим, чтобы коэффициент ежегодного изменения, на который будет умножаться базовая сумма, утверждался правительством с учетом текущей ситуации, а не автоматически был привязан к темпам роста МРОТ.

Какой будет базовая цифра, на которую умножат коэффициент?

Мы хотим базовую цифру оставить на том уровне, на котором сейчас находится МРОТ. Зафиксировать его, и эту сумму уже ежегодно индексировать на коэффициент, который будет правительством утверждаться. Сейчас у нас МРОТ составляет 7 500 рублей. С 2018 года расчет взносов будет осуществляться исходя из МРОТ равного 7 800 рублей.

Соответствующие поправки уже разработаны, и сейчас мы будем согласовывать их с Минфином и Минтрудом, чтобы внести в правительство.

Когда новая система может заработать?

Мы хотим, чтобы заработала со следующего года. Рассчитываем, что до конца года мы этот закон примем, потому что Минфин должен считать новый бюджет, исходя из прогноза поступлений, которые будут по итогам принятия документа.

Могут ли в ближайшее время появиться новые налоговые льготы для предпринимателей?

Будут приниматься решения в целом по контурам налоговой системы. В рамках этих решений вполне возможно, что будут меняться какие-то параметры налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства. Но пока трудно сказать, потому что дискуссия начата, и никаких еще окончательных решений не принято.

Но у вас есть какие-нибудь предложения?

У нас есть предложения по совершенствованию патентной системы. Нам нужно этот налоговый режим более жестко привязать к факту регистрации, чтобы предпринимателю было проще одновременно зарегистрироваться и заплатить патент, а также расширять сферу действия патентной системы. Сейчас патенты еще недостаточно распространены при том, что темпы роста плательщиков по ним за два года выросли в 2,5 раза.

Также эту систему нужно усовершенствовать с точки зрения уровня обложения по социальным платежам. Уже довольно давно идет дискуссия с Минтрудом и бизнес-сообществом по поводу введения для индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемных работников и применяющих патент, единого платежа, который будет включать сумму налога и страховых взносов.

На какие виды деятельности может быть расширена патентная система налогообложения?

Сейчас около 63 видов деятельности под патент подпадают. Для расширения надо дополнительно проанализировать региональную практику, потому что у регионов уже есть право включать в перечень видов деятельности, осуществляемых в рамках патента, новые виды деятельности. Возможно дальнейшее распространение патента на производственную сферу и сферу сельского хозяйства.

Была критика в адрес того, что только крупные госбанки кредитуют бизнес по льготным ставкам, и надо в это вовлекать маленькие региональные банки. Идет ли работа в этом направлении?

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (МСП), которая является главным институтом развития в части кредитно-гарантийной поддержки МСП, по договоренности с Центральным банком сейчас работает в этом направлении.

У нас есть льготная программа кредитования малого и среднего бизнеса под названием «Шесть с половиной». Эта программа фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 5 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних — до 9,6% годовых. Банки, предоставляющие финансирование предпринимателям по этой программе получают возможность рефинансирования в ЦБ по ставке 6,5% годовых, поэтому программа получила второе название «Шесть с половиной».

Более 30 новых региональных банков корпорацией для работы по этой программе уже аккредитованы. Сейчас корпорация делит лимиты между крупными и небольшими банками пополам.

Во второй половине года, если ЦБ примет решение об увеличении лимита по программе дополнительно на 50 млрд рублей, практически весь этот лимит будет размещен в региональных банках. По части крупных банков мы будем уходить в сторону увеличения сроков, на которые выдаются кредиты, и обеспечения их инвестиционного характера.

Минэкономразвития подготовило проект постановления, сейчас он находится в правительстве (речь идет об аналоге программы «Шесть с половиной», но при поддержке правительства, а не ЦБ). Для конечного заемщика практически ничего не поменяется. Просто дело в том, что у крупных банков сократились лимиты в связи с вовлечением в программу региональных банков, но у них осталась большая доля одобренных или предодобренных кредитов для МСП, и нам бы очень хотелось этот навес закрыть.

Мы будем компенсировать крупным банкам разницу между 6,5% и ключевой ставкой ЦБ для того, чтобы крупные банки навес невыданных кредитов выдали максимально быстро. Таким образом, мы сейчас обеспечим поддержку льготного кредитования малого бизнеса до того момента, как ЦБ примет решение о расширении и выделении дополнительных лимитов программы. Это решение может быть где-то в середине лета, по нашей оптимистичной оценке.

Эта программа правительства будет действовать на постоянной основе?

Сейчас мы планируем программу до конца года. Выделяется на нее порядка 300 млн рублей. Эта сумма субсидирует только разницу между 6,5% и ключевой ставкой, которая сейчас составляет 9,25%. С Минфином уже все согласовано.

Дальше посмотрим, насколько программа будет эффективно работать и будет ли в ней необходимость. Если мы ускоренными темпами будем выходить на целевые параметры инфляции, а мы уже практически на них вышли, и если ЦБ будет снижать ключевую ставку, то, в принципе, когда ключевая ставка сравняется с 6,5% необходимость в программе отпадет автоматически. Так же, как необходимость отпадет и в основной программе «Шесть с половиной», потому что самому Центральному банку уже не будет смысла фондировать банки под 6,5%, если ключевая ставка будет 6,5%.

По нашему мнению, программа со льготными ставками сейчас носит вынужденный характер. По мере снижения процентных ставок на рынке, эту программу нужно будет потихоньку сворачивать. А ставки уже снижаются. За последнее время они снизились почти вдвое. Раньше они доходили до 30%, сейчас, по данным ЦБ, в районе 14%. Разница между ставками в 9,6%, 10,6% и 14% не катастрофическая, так что к концу этого года или к середине следующего ставки могут выровняться.

Но это не значит, что правительство и корпорация МСП прекратят кредитно-гарантийную поддержку малого бизнеса. Ведь основной инструмент, ради которого создавалась корпорация, — это гарантии и поручительства по кредитам малого бизнеса. Эта работа безусловно продолжится.

А не планируют ли корпорация развития МСП и правительство новые программы поддержки бизнеса?

За следующие год-полтора мы должны политику поддержки бизнеса в целом переформатировать. Задача — усилить сервисную составляющую при оказании поддержки. Должен работать принцип «одного окна», когда предприниматель приходит в одно место и получает там весь комплекс необходимых ему услуг.

Мы планируем в ближайшие два года создание так называемых центров оказания услуг (ЦОУ) для бизнеса на базе кредитных организаций.

В каких пилотных регионах могут появиться ЦОУ? На базе каких кредитных организаций?

В первом полугодии в 10–15 регионах ЦОУ будут запущены в пилотном режиме. Как выяснилось, кредитным организациям это достаточно интересно. Например, сам с этой инициативой к нам пришел Бинбанк. Еще два или три банка, помимо ВТБ и Сбербанка, интересуются созданием ЦОУ у себя.

Как банки будут на этом зарабатывать?

Кредитные организации смогут предлагать клиентам свои услуги. Например, открытие счета или страхование продукта. Для банков это поток потенциальных клиентов.

Для предпринимателей все эти услуги будут бесплатными?

Если предприниматель будет получать государственные услуги, которые сами по себе бесплатные, то они и там будут бесплатными. Но если у предпринимателя будут в пакете платные услуги, которые носят рыночный характер, например, страхование, то они будут платными. Но зато все это будет удобно и в одном месте.

Развивая тему формирования сервисной модели и клиентоориентированности при предоставлении услуг для предпринимателей, хочу обратить внимание на уже созданную в рамках программы Минэкономразвития сеть инфраструктуры поддержки МСП. Она включает центры поддержки предпринимательства, гарантийные фонды, микрофинансовые организации, имущественную инфраструктуру поддержки для начинающих и действующих предпринимателей, центры компетенций в сфере инноваций. На базе созданной инфраструктуры планируется внедрение «пакетного» принципа предоставления услуг, которые в том числе будут предлагаться в МФЦ и ЦОУ. Такой формат взаимодействия позволит предпринимателям часть услуг получать абсолютно бесплатно.

Какие типы «пакетных» услуг планируются?

В предварительном варианте мы выделили направления «Создавай», «Развивай», «Экспортируй», «Инвестируй» в зависимости от того, на каком этапе своего существования обращается предприниматель и чем он хочет заниматься. Если он хочет расширять производство, тогда это пакет услуг «Инвестируй». Если предприниматель хочет выводить свою продукцию на экспорт, то это пакет «Экспортируй». Услуг в этом пакете много: начиная от логистики и заканчивая страхованием. Пакет услуг «Создавай» подразумевает регистрацию юрлица, открытие счета, постановку на учет в ФНС и так далее.

Так в чем будет разница между ЦОУ и МФЦ для бизнеса?

Разница между ЦОУ и МФЦ для бизнеса в форме организации. МФЦ — центр госуслуг, и он будет работать как бюджетное учреждение, но в том числе будет иметь возможность оказывать услуги от коммерческих провайдеров на договорной основе. Предприниматель сможет сам выбрать провайдера из предложенного списка. Набор госуслуг везде будет оказываться практически один и тот же. Это будут неконкурирующие организации. Просто там, где разместится МФЦ для бизнеса, поблизости скорее всего, не будет ЦОУ. У нас задача разместить их так, чтобы они не пересекались.

Источник: economy.gov.ru

25 мая 2017г.

Программа развития цифровой экономики России готова к запуску

Программа позволит сократить почти двукратное отставание России в сфере высоких технологий от наиболее развитых стран.

Программа развития цифровой экономики, которая позволит сократить почти двукратное отставание России в сфере высоких технологий от наиболее развитых стран, практически готова, однако нуждается в доработке, которая определила бы роль компаний в цифровизации экономики.

Программа, которая пока существует в черновом варианте и будет представлена председателю правительства на следующей неделе, должна обеспечить практически стопроцентный доступ населения к широкополосному интернету к 2025 году.

"Обсуждение прошло очень конструктивно и очень заинтересованно. Примерно понятно, что надо дорабатывать, но ее можно принимать уже в том виде, в котором она есть сегодня. Но, естественно, дорабатывать нужно, чтобы придать ей большую операциональность", - сказал помощник президента Андрей Белоусов по итогам заседания рабочей группы.

Заседание прошло на полях конференции "Цифровая индустрия промышленности России" в инновационном городе Иннополис в Татарстане, где собрались представители промышленности, телекома, оборонного комплекса, венчурных инвесторов и представителей государства.

В качестве примера доработки Белоусов назвал внесение в программу пункта о создании реестра необходимых для России технологий.

Преодолеть отставание

По оценке государственной корпорации "Ростех" Россия отстает в два раза от развитых стран по доле цифровой экономики в общем объеме ВВП, однако в настоящее время наблюдается бурный рост в связанных с ней секторах.

"В настоящий момент цифровая экономика в развитых странах представлена примерно 5,5% ВВП, в России это 2,8%, то есть мы в два раза отстаем от развитых стран по объемам цифровой экономики, представленной в общем объеме ВВП", - сказал заместитель директора по особым поручениям "Ростеха" Алексей Щедрин.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поручил до 1 июня 2017 г. подготовить программу мер для развития цифровой экономики. В соответствии с этим поручением Министерство связи и массовых коммуникаций подготовило черновой вариант программы.

Проект программы содержит девять направлений: регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, система управления, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, "умный город" и цифровое здравоохранение.

Согласно программе, уже в 2019 году должны быть приняты законы, регулирующие использование технологий интернета вещей, распределенного хранения информации (blockchain - прим. ТАСС) и "больших данных" (big data - прим. ТАСС), а также и развертывание сетей пятого поколения.

Нужно создавать свои "экосистемы"

Также Россия должна сократить долю интернет-трафика, проходящего через зарубежные серверы до 5% с нынешних 60% к 2020 году, подняться на 8-е место в мире с 12-го к 2025 году в области кибербезопасности, а также провести высокоскоростной интернет во все населенные пункты, где проживают более 1 тыс. человек.

Один из участников обсуждения, которое прошло за закрытыми дверями, рассказал ТАСС, что эксперты и представители власти, в частности, обсудили тему участия компаний в реализации программы цифровой экономики.

При этом участники обсуждения подчеркнули, что многие компании уже осуществляют проекты, связанные с цифровой экономикой. В частности, Сбербанк осенью этого года представит прототип платформы электронной торговли и других услуг для малого и среднего бизнеса, в разработке которого принимает участие китайский гигант электронной торговли Alibaba.

Платформа, или так называемая "экосистема" для малого и среднего бизнеса, должна позволить предприятиям быстро выйти на внутренний и внешние рынки, а также воспользоваться возможностями технологий Сбербанка для верификации партнеров и транзакций.

"Сбербанк "экосистему" создает, к осени хотят иметь прототип и мы очень на них рассчитываем, через нее будет поддерживаться малый и средний бизнес на другом уровне", - заявил заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. По его словам, над созданием собственных "экосистем" работают Альфа-банк, ВТБ и ВЭБ. Сбербанк пока не разглашает деталей создаваемой платформы, а также возможных партнеров. При этом глава Сбербанка Герман Греф является сторонником создания российских "экосистем", являющихся платформами для предоставления комплексных услуг.

Создателями глобальных "экосистем" являются, в частности, компании Alibaba и Amazon. По мнению Грефа, из российских компаний свои "экосистемы" способны создать Сбербанк, "Яндекс" и Mail.ru.

"Это пример того, что у нас, по крайней мере, в финансовом секторе компании над этим работают, они пытаются сейчас создавать свои платформы, свои "экосистемы", чтобы не попасть в чужие. Ведь если не ты владелец "экосистемы", ты будешь участвовать через чужую", - отметил Фомичев.

Окно для экспорта IT-продуктов

Дочернее подразделение "Ростеха" компания RITE заключила на форуме соглашения с ведущими российскими IT-компаниями для продвижения их продукции на рынках Юго- Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и стран ЕврАзЭС, где позиции "Ростеха" наиболее сильны.

Предполагается, что RITE станет уникальным "окном" экспорта российских IT-решений, и будет заниматься продажей комплексных российских IT-продуктов и услуг на внешние рынки.

Компания планирует распространять IT-решения, используя представительства "Ростеха" в 53 странах, через которые продается военно-техническая продукция, электроника и другие товары, производимые входящими в "Ростех" компаниями.

На полях конференции RITE подписал соглашения с разработчиком решений для распознавания лиц NtechLab, венчурным фондом VRTech, разработчиком решений в сфере кибербезопасности Group IB, разработчиком российского аналога Microsoft Office компанией "Новые облачные технологии", поставщиком IT-решений Softline и разработчиком платформ для органов власти Etton.

"Сегодня месячная выручка одной только компании Microsoft в разы больше, чем годовой экспорт всей российской IT-продукции. Президент нашей страны поставил задачу сделать IT-экспорт одной из ключевых индустрий, а это значит, что расти будем на 20% в год"", - сказал глава RITE Егор Иванов.

Источник: tass.ru

25 мая 2017г.

Общественная палата РФ проведет в Ростове-на-Дону форум активных граждан

Форум активных граждан "Сообщество" в Южном федеральном округе (ЮФО) пройдет в Ростове-на-Дону 9 и 10 июня, сообщил журналистам начальник отдела по работе с некоммерческими организациями и взаимодействию с экспертным сообществом управления социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области Дмитрий Леньков.

"Мы со своей стороны считаем своим долгом оказать всестороннюю поддержку форуму, поскольку губернатор Василий Голубев одним из приоритетных направлений считает развитие институтов гражданского общества, этому вопросу уделяется большое место в повестке дня", - подчеркнул Д.Леньков.

По его словам, проведение такого форума - это элемент эффективного построения обратной связи. Нечасто предоставляется возможность, чтобы проблемы на региональном и муниципальном уровне довести до экспертов федерального уровня и получить ответ из первых уст.

"Радует, что приедут представители федеральных министерств и дадут исчерпывающие ответы на ряд вопросов, в том числе в сфере формирования реестра организаций - исполнителей общественно-полезных работ. Мы рекомендовали муниципальным образованиям Дона принять активное участие в форуме", - добавил Д.Леньков.

В свою очередь член комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике трудовым отношениями и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова отметила, что на Юге традиционно высокая гражданская активность.

На сегодняшний день уже зарегистрировано более 300 участников. Особо внимание организаторы форума уделяют образовательной части мероприятия.

По словам Е.Тополевой-Солдуновой, в рамках форума пройдет серия мероприятий для гражданских активистов, НКО и всех, кто стремится к росту и развитию.

"Первый день включает в себя тренинговые программы. Второй день - это мастер-классы, посвященные оценке вкладов, которые вносят те или иные социальные проекты, оценке их эффективности. Также там будут мастер-классы по взаимодействию с бизнесом, органами власти, по привлечению частных пожертвований, получению государственных грантов", - сообщила она.

Особое внимание организаторы уделяют образовательной составляющей: в рамках форума будет работать университет Общественной палаты России.

По словам председателя Общественной палаты Ростовской области, председателя оргкомитета форума "Сообщество" в ЮФО Вячеслава Кущева, одним из важных мероприятий форума станет Акселерация межсекторного взаимодействия.

Это весьма эффективная площадка для создания прямого диалога между представителями власти, бизнеса, НКО и СМИ. Планируется, что на этом этапе будут подписаны соглашения о сотрудничестве.

Форум "Сообщество" проводится Общественной палатой РФ во всех федеральных округах страны для выявления состояния развития некоммерческого сектора в регионах, обсуждения проблем и путей из решения, а также поддержке наиболее эффективных практик гражданской активности.

Источник: interfax-russia.ru

21 мая 2017г.

Путин: ПМЭФ-2017 предстоит обсудить вызовы и риски внедрения новых технологий

Президент РФ заявил, что форум стал "признанной дискуссионной площадкой мирового уровня, открытой для прямого, заинтересованного диалога участников по актуальным вопросам современности".

Президент РФ Владимир Путин обратился с приветствием к участникам, организаторам и гостям Петербургского международного экономического форума, который пройдет в июне. Глава государства предложил обсудить на этой площадке такие вопросы как наметившийся рост мировой экономики после кризиса, а также современные вызовы и риски, в том числе от внедрения новых технологий.

"Мировая экономика впервые за последние несколько лет начинает демонстрировать признаки преодоления спада", - отметил Путин в приветствии, текст которого опубликован на официальном сайте ПМЭФ. "В ходе Форума предстоит обсудить, как упрочить наметившиеся тенденции, а также оценить вызовы и риски, связанные с внедрением новых технологий", - подчеркнул он. "Происходящие сегодня масштабные изменения требуют от мирового сообщества действенных мер по совершенствованию международной архитектуры управления с тем, чтобы с помощью согласованных шагов добиться распределения выгод от глобализации для всех слоев населения и тем самым обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие", - считает президент.

Путин отметил, что ПМЭФ стал "признанной дискуссионной площадкой мирового уровня, открытой для прямого, заинтересованного диалога участников по актуальным вопросам современности". "Уверен, что принятые в ходе форума инициативы и рекомендации будут способствовать выработке общих, консолидированных подходов, а заключенные на полях форума контракты и соглашения послужат развитию международного сотрудничества, запуску и реализации новых взаимовыгодных проектов", - добавил глава государства.

ПМЭФ пройдет с 1 по 3 июня 2017 года в Санкт-Петербурге. В этом году мероприятия форума будут объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором презентационной зоны форума.

Источник: tass.ru

19 мая 2017г.

Развитие туризма и малого бизнеса: на что стоит сделать ставку в развитии регионов

В кулуарах Владимирского экономического форума Виталий Мутко сообщил, что проекты представителей малого и среднего бизнеса с готовыми туристическими маршрутами получат полное бюджетное финансирование.

Развитие внутреннего и въездного туризма, а также малого и среднего бизнеса может стать драйвером в развитии регионов. Такое мнение высказали участники Владимирского экономического форума.

Президент РФ Владимир Путин в письменном обращении к участникам форума, которое зачитал заместитель председателя правительства Виталий Мутко, отметил, что потенциал малого и среднего бизнеса необходимо использовать для развития туризма. "Важно бережно относиться к традициям богатейшего исторического, культурного, духовного наследия, активно развивать туристическую инфраструктуру и связанные с ней отрасли, использовать для этих целей серьезный потенциал малого и среднего бизнеса, повышать инвестиционную привлекательность регионов", - сказал президент.

Развитие "Золотого кольца"

Основной темой форума в этом году является 50-летие "Золотого кольца". Некоторые эксперты уже отметили необходимость развивать туристическую инфраструктуру и расширять список участников "Золотого кольца".

Как отметил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, Нижний Новгород можно было бы включить в маршрут "Золотое кольцо". "Я считаю, что любой бренд и любой проект должен развиваться. Думаю, что если говорить о расширении "Золотого кольца", то надо включить сюда Нижний Новгород. Уверен, что маршрут "Золотого кольца" без Нижнего Новгорода станет беднее", - сказал он.

Модернизировать "Золотое кольцо" стоит и с учетом новых пилотных проектов, отметили в рамках форума министр финансов РФ Антон Силуанов и президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин.

Силуанов считает, что систему курортного сбора можно было бы распространить на города, входящие в "Золотое кольцо". "Курортный сбор: сейчас будет проводиться ряд экспериментов в ряде субъектов, и уверен, что в регионах "Золотого кольца" это следующий шаг, чтобы поднять финансы и больше иметь возможностей для развития инфраструктуры туристического бизнеса", - сказал он.

Катырин заметил, что включение городов "Золотого кольца" России в систему tax free будет дополнительным стимулом при развитии туризма. "В России в нескольких городах внедрен пилотный проект по внедрению системы tax free. Я полагаю, что было бы очень здорово, если бы когда- то в будущем включили города "Золотого кольца" в этот пилотный проект. Это бы здорово подстегнуло туризм на "Золотом кольце" и дало дополнительные возможности для его развития", - пояснил он.

Туризм как драйвер для экономики

Проекты представителей малого и среднего бизнеса с готовыми туристическими маршрутами получат полное бюджетное финансирование в рамках разрабатываемой концепции развития туризма в России до 2025 года, сообщил журналистам Виталий Мутко в кулуарах форума.

"В новой программе развития въездного туризма появится новый механизм поддержки малого бизнеса - будет создано направление полной поддержки и финансирования всего туристического проекта целиком, а не только создания необходимой инфраструктуры. Проект "Золотое кольцо 2.0", путешествия на теплоходе из Петербурга в Астрахань, круизы между Краснодарским краем и Крымом, Владивостоком и Китаем - это целые туристические маршруты, которые можно и поддержать в целом", - сказал Мутко.

По мнению Мутко, потенциал программы "Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы" используется недостаточно эффективно. "Мы не всегда способны подготовить серьезные проекты, чтобы государство их поддержало, много неэффективного использования средств, которые мы направляем на поддержку инфраструктуры. Нам хотелось бы, чтобы области, особенно те, которые объединяет "Золотое кольцо", представляли совместные проекты для развития больших возможностей региона", - сказал он на пленарном заседании Владимирского экономического форума "Золотое кольцо России - 50".

Увеличение доходов от турбизнеса

Мутко добавил, что в этом году 35 регионов получат около 5,5 млрд рублей на создание туристических кластеров. "У нас впереди большое событие - Чемпионат мира по футболу, и мы должны показать новую современную Россию. И не только Москву и Петербург, но и всю Россию", - сказал он.

Вице-премьер также добавил, что необходимо увеличивать процент доходов от турбизнеса в ВРП. "В целом по России это 3-4 %. Мировая практика - 10,5%", - заметил он.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова отметила, что параллельно развитию туризма необходимо сделать акцент на малом и среднем бизнесе. "Следующий этап - это малый и средний бизнес - ремесленники. Нет равных нашей лаковой миниатюре, гончарам. Смысл - упаковать впервые истории городов, красиво подать. Привлекать болельщиков (Чемпионата мира по футболу 2018 года - прим ТАСС) в старинные уголки страны", - сказала она.

Расширить турпотенциал регионов также можно за счет создания нового маршрута, который объединит крупнейшие древние российские города, считает временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области Андрей Никитин. "Предлагаю после 2018 года подумать над созданием единой (туристической - прим. ТАСС) программы развития исторических столиц. Мне кажется, что каждый человек в России должен посетить Великий Новгород, Владимир и Севастополь", - сказал он.

Силуанов заметил, что на данный момент федеральный центр делает все для развития бизнеса в регионах. "Мы все больше полномочий в сфере предпринимательского климата передаем субъектам РФ по установлению режима для малого бизнеса, мы больше полномочий будем давать субъектам по инвестиционной льготе, и решение об инвестиционной льготе будет принимать субъект РФ. Мы говорим о том, чтобы сейчас создавать дополнительные источники доходов для субъектов туристического бизнеса", - пояснил Силуанов.

Он добавил, что развитие туризма важно для России. "Мы всегда ориентировались на нефтегазовые доходы, на то, какая цена будет на нефть, газ, какой будет курс доллара. А здесь не нужно таких рисков создавать, здесь можно увеличивать количество людей, которые посещают наши регионы, интересные места. И это стабильный доход, стабильный вклад в валовой региональный продукт каждого субъекта федерации", - сказал министр финансов.

Форум во Владимире

Пятый Владимирский межрегиональный экономический форум "Золотое кольцо России - 50". Предпринимательство и туризм: инвестиции в будущее" открылся 19 мая во Владимире. В течение трех дней федеральные чиновники, депутаты и сенаторы, представители туриндустрии, малого и среднего бизнеса будут обсуждать перспективы развития популярного туристического маршрута.

Центральными событиями станут пленарное заседание, в рамках которого пройдет тематическая сессия Ростуризма, посвященная 50-летию "Золотого кольца", презентации новых туристических маршрутов Владимирской области, а также подписание около 20 соглашений об инвестициях и межрегиональном сотрудничестве.

Как добавила губернатор Орлова, темой следующего Владимирского экономического форума, который продет в 2018 году, стане станкостроение, машиностроение, робототехника.

Источник: tass.ru

 

Главная страница  |  Новости Минэкономразвития  |  Обновления сайта  |  Инвестиции в Ростовской области  |  Телефонный справочник