15 октября 2018г.

Изменение климата: как власти предлагают улучшить условия для бизнеса

Упрощение проверок, сокращение отчетности и снижение административного давления — таковы первые отобранные чиновниками и бизнесом меры по улучшению делового климата. Однако к коренным изменениям они не ведут, уверены эксперты.

Минэкономразвития определилось с инструментами улучшения условий для ведения бизнеса в России — министерство подготовило первый комплекс мер в рамках плана «Трансформация делового климата» (ТДК). В пакет вошли около ста инициатив из нескольких сотен, предложенных бизнесом. РБК ознакомился с материалами министерства.

Некоторые из этих инициатив вынесены на обсуждение правительственной подкомиссии по обеспечению устойчивого развития экономики под руководством главы Минэкономразвития Максима Орешкина, подтвердил РБК представитель МЭР. Заседание подкомиссии пройдет в понедельник, 15 октября.

Попытка повлиять на климат

План «Трансформация делового климата» правительство вписало в «Основные направления» своей деятельности до 2024 года. Как говорится в документе, ТДК — это «новый механизм оперативного реагирования федеральных органов государственной власти на запросы бизнес-сообщества», который должен стать одним из ключевых инструментов правительства по созданию условий для экономического роста.

Как писал РБК, план, в частности, призван снять законодательные барьеры при ведении бизнеса. Формат ТДК предполагает открытый сбор предложений от предпринимателей и регионов. За несколько месяцев от них поступило более 700 инициатив, которые предлагалось включить в план. Затем эти меры рассматривались экспертами, чиновниками, представителями компаний и бизнес-объединений — часть идей отсеивалась, остальные попали в текущую версию плана. Меры разделены на «белый» список и список разногласий, следует из материалов МЭР.

Список будет дополняться новыми инициативами каждые полгода (ближе к осенней и весенней сессиям Госдумы). Первый пакет включает предложения по 13 направлениям, каждое из которых ведет отдельная экспертная группа: налоги, контрольно-надзорная деятельность, таможенное администрирование, человеческий капитал, производительность труда и т.д.

Еще шаг в Doing Business

Самые важные пункты плана «Трансформация делового климата» — меры, связанные с информатизацией, говорит федеральный чиновник. «Это прямо отражается на позиции России в рейтинге Doing Business. Бизнесу важно зайти в одно окно, дать пакет документов в цифровом виде и через десять дней гарантированно получить то, что ему нужно», — поясняет собеседник РБК. При этом план Минэкономразвития по деловому климату отвечает более широким целям, чем Doing Business, подчеркивает он.

Согласно майским указам 2012 года, в 2018 году Россия должна достичь 20-й строчки в Doing Business. Рейтинг этого года еще не опубликован, в прошлом году Россия находилась на 35-м месте. При этом уровень качества регуляторной среды — более широкий показатель, который также рассчитывает Всемирный банк, — пока по-прежнему остается в отрицательной зоне (Россия находится в замыкающей трети стран по этому индикатору).

Как планируют трансформировать бизнес-среду

Многие из мер, которые вошли в «белый» список плана, объединяет стремление к цифровизации госуслуг и переходу на электронный документооборот. Так, в налоговом блоке Минэкономразвития предлагает ввести формат «одного окна» при подаче отчетности. В июне правительство уже одобрило такой принцип для бухгалтерской отчетности, которую предприятиям сейчас приходится подавать и в Росстат, и в ФНС (теперь ее будут собирать только налоговики).

При этом передавать финансовые показатели требуется не только в ФНС и Росстат. «Другие государственные информационные системы — например, ГИС ЖКХ, промышленности, ценообразования в строительстве — включают часть показателей финансовой отчетности», — рассказала РБК вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Мария Глухова, курирующая налоговое направление ТДК. Именно для таких случаев планом и предлагается создать единое окно.

В плане также предусмотрена возможность подачи единой заявки на подключение ко всем коммуникациям. Сейчас для присоединения к электросетям, газу, теплу и воде предприниматель должен обратиться в четыре инстанции.

Кроме того, авторы плана намерены разрешить предпринимателям оплачивать задолженность компании уже после ликвидации юрлица. «Если компания закрывается с долгами, возможность учредить новую ограниченна. Но бизнес может потерпеть неудачу не только из-за недостаточной квалификации, но и из-за внешнеполитических причин или форс-мажора. Мера даст бизнесу «право на ошибку» и шанс начать все с начала», — пояснила РБК Глухова.

В блоке развития человеческого капитала и роста производительности труда предлагается учитывать потребности работодателей при госаккредитации образовательных программ, а также разрешить коммерческим предприятиям образовательную деятельность.

Для совершенствования таможенного администрирования предложено перейти на электронный документооборот при пограничном контроле, причем как на национальном уровне, так и при взаимодействии в рамках ЕАЭС.

Целый блок предложений предполагает создание новых сервисов ФНС — например, отдельного сайта для проверки оснований отказа в регистрации юрлица и сервиса предупреждений о попытках мошенников изменить данные компании. А в контрольно-надзорном блоке МЭР предлагает актуализировать вопросы в проверочных листах (сейчас такие листы используются при проведении проверок компаний, но вопросы в них могут быть неконкретными или субъективными). Снижение числа обязательных требований, выполнение которых проверяют надзорные органы, должно помочь снизить коррупционные риски, отмечают в МЭР.

Спорные предложения

Первичный фильтр инициативы проходили на заседаниях экспертных групп — предложений было много, отмечает федеральный чиновник, но их зачастую отклонял сам бизнес. Впрочем, споры бизнес-сообщества и чиновников проходили бурно — «бумаги летали», говорит собеседник РБК. Меры, по которым договориться пока не удалось, попали в список разногласий. «Мы надеемся, что часть мер, которые оказались в серой зоне, после обсуждения будут приняты», — отмечает Глухова.

Например, спор вызвала возможность регистрировать компании по адресу другого юрлица: как утверждает Минэкономразвития, по опыту других стран связь с предпринимателями, в первую очередь почтовую, могут обеспечивать компании, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги (именно по их адресу и будет регистрация). «По этому проекту баланс интересов пока не соблюден, и решение, которое устроило бы и силовиков, и бизнес, не найдено. Пока (разногласия) неустранимы. Скорее всего, из-за жесткой позиции ФСБ, ФНС и Росфинмониторинга проект отправят на доработку», — говорит федеральный чиновник. Не решен и вопрос перехода на отправку корреспонденции по электронному, а не почтовому адресу — этот пункт также оказался в таблице разногласий.

Не удалось договориться и об увеличении срока, после которого начнут действовать новые формы налоговой отчетности. Бизнес предлагает отодвинуть его с одного до трех месяцев. «Число требований к отчетности растет. Успеть адаптировать электронные системы непросто, особенно для большой компании. За три месяца объективно можно успеть», — отмечает Глухова.

Впрочем, пока эту инициативу можно отнести к числу «полумер», считает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил? Цыганков. «В ноябре 2014 года, чтобы изменения не принимались постоянно, Минэкономразвития предлагало две даты вступления в силу всех нормативных актов, регулирующих бизнес, — 1 апреля и 1 октября ежегодно, при этом они должны вступать в силу не ранее чем через шесть месяцев после опубликования», — напомнил Цыганков.

РБК направил запрос в ФНС с просьбой пояснить позицию ведомства по пунктам плана, которые вызвали разногласия.

Один из спорных вопросов в рамках таможенного блока — возбуждение административных дел вне зависимости от размера экономического ущерба, что приводит к задержке товаров минимум на месяц. МЭР предлагает увязать наказание за нарушения со степенью экономической опасности и общественным ущербом, а также внедрить упрощенный порядок привлечения к административной ответственности (или освобождения от нее) в этих случаях. А в контрольно-надзорном направлении разногласия вызвала, в частности, мера по ограничению возбуждения административных дел без предшествующих этому проверок.

15 октября чиновники и бизнес должны снять разногласия по спорным пунктам плана, а затем Минэкономразвития направит документ в правительство, объясняет чиновник. Утвержден план должен быть в виде распоряжения кабинета. «По всем мероприятиям будет применяться принцип «двух ключей» — без положительной оценки бизнеса ни одно из мероприятий не будет считаться исполненным», — отметил собеседник РБК.? Новый цикл обсуждения предложений начнется с января.

Но этого недостаточно

План не предполагает структурных перемен и существенного изменения условий ведения бизнеса, заявила РБК профессор РЭШ Наталья Волчкова. «Это полезные, но технические меры, которые не создадут условий для настоящей трансформации делового климата и экономического развития страны», — уверена она.

Отбор для ТДК смогли пройти предложения по точечным, а не по структурным изменениям, согласен Цыганков. «Вероятно, для запуска ТДК Минэкономразвития выбрало проходные меры, которые не вызовут серьезного аппаратного сопротивления», — отметил он.

Но даже эти частные изменения, по его словам, попали в план «в усеченном виде» — в частности, идея запретить возбуждение административных дел в обход проверок. «Разрушают бизнес, как известно, не административные дела, а уголовное преследование, когда идут выемки документов и техники, а предпринимателя отправляют в СИЗО», — указал Цыганков.

При этом в документе есть и нереализованные ранее идеи. Например, сократить число требований во время плановых проверок для снижения нагрузки и коррупционных рисков. «Это выполнение домашнего задания «открытого правительства» (упраздненной площадки, которой руководил министр без портфеля Михаил Абызов. — РБК), которому так и не удалось добиться принятия нового закона о контроле-надзоре», — заключил Цыганков.

Инициативы из списка не защищают бизнес от одностороннего вмешательства государства, обратила внимание Волчкова. «Для бизнеса крайне важна возможность существовать в предсказуемых условиях с точки зрения государственного регулирования. Законопослушный предприниматель должен быть уверен, что завтра к нему не придут и не скажут, что он должен заплатить столько-то, потому что у него есть сверхприбыли. Предложенные меры хотя и снижают определенные издержки на прохождение процедур регулирования, но не гарантируют законопослушным предпринимателям, что никто не будет ставить им палки в колеса и они не потеряют свой бизнес», — указала Волчкова.

Продвижение в Doing Business — «важное достижение, но при этом мы не видим, что оно оказало значительное влияние на экономическое развитие», отметила Волчкова, наоборот, наблюдается замедление темпов экономического роста. «Конечно, есть внешние, не зависящие от Минэкономразвития факторы, но и внутренние не способствуют тому, чтобы компании с удовольствием инвестировали средства в развитие бизнеса», — указала эксперт.

Параллельно с утверждением новых мер Минэкономразвития следует проанализировать, почему принятые технические улучшения налогового администрирования и надзора не привели к кратному росту инвестиций, считает Наталья Волчкова. «Возможно, тогда будет ясно, что является сдерживающими факторами в реальном улучшении условий ведения бизнеса», — отметила эксперт.

Источник: www.rbc.ru

10 октября 2018г.

Максим Орешкин: Чиновники будут нести персональную ответственность за достижение национальных целей

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин рассказал об Основных направлениях деятельности Правительства до 2024 года (ОНДП) на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

«Важными элементами ОНДП стали ориентация на результат и персональная ответственность за его достижение», - подчеркнул министр. «Любая национальная цель представляет собой комплексную цель. Например, цель по увеличению продолжительности жизни населения включает в себя не только развитие здравоохранения, но и улучшение качества дорог, чтобы уменьшить смертность в ДТП. Достижение цели по обеспечению экономического роста невозможно без обеспечения более высокого уровня занятости, роста качественной миграции, повышения средней продолжительности жизни. Каждая цель представляет собой комплексный проект, который расходится по разным министерствам, поэтому важно иметь единого ответственного».

Максим Орешкин отметил, что в ближайшие 6 лет Правительству предстоит работать в условиях изменений в мировой экономики. Основными негативными факторами он назвал торговые войны и волатильность развивающихся рынков.

«Это не очень простые времена с точки зрения роста в целом глобальной экономики. Но для нас это означает большие возможности», - сказал глава Минэкономразвития. Он пояснил, что Россия сейчас обсуждает с Китаем возможность замещения на китайском рынке ниши, которая образовалась из-за торговой войны с США.

Среди важнейших задач Правительства на ближайшие 6 лет министр назвал повышение объема инвестиций. В июне 2018 года был принят план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. В данный момент готовится к принятию отраслевая часть плана.

«Я хочу добиться того, чтобы каждое министерство, которое соприкасается со сферой экономики, поменяло свое сознание с точки зрения развития частных инвестиций», - сообщил Максим Орешкин. «Планируем закрепить за министерствами целевые показатели с точки зрения инвестиционной динамики. Приоритеты должны сместиться с регулирования как такового в сторону нацеленности на увеличение объемов инвестиций. Работа по изменению приоритетов в ходе инвестиционного процесса – очень важный элемент для развития инвестиционной активности».

Источник: economy.gov.ru

03 октября 2018г.

Максим Орешкин: В 2020 году экономический рост ускорится до 2,0%, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в ходе «Правительственного часа» в Совете Федерации представил прогноз социально-экономического развития на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы.

Уважаемая Валентина Ивановна,

Уважаемые сенаторы!

На площадке Совета Федерации не раз и, конечно, абсолютно справедливо ставился вопрос о проблемах в части стратегического планирования. Многие из тех, кто сегодня находится в этом зале, не понаслышке знают эту проблематику. Поэтому сегодня мне хотелось бы доложить Вам как развивается наша работа в данном направлении.

Указ Президента №204 поставил перед страной амбициозные цели. Их достижение требует не просто максимальной отдачи от каждого участника процесса, но и их полной координации, взаимоувязанности действий не только в краткосрочной перспективе, но и на долгосрочном горизонте.

Одним из документов, образующим эту связанность, который является во многом фундаментом всей работы Правительства, это прогноз социально-экономического развития. Именно на его базе делаются оценки любых планов Правительства, именно он является базой для принятия решений в части развития инфраструктуры, определения приоритетов регионального развития.

Работа, которую мы провели за последний год, позволила в этот раз подготовить прогноз не как это традиционно происходило у нас на три года, а сразу на 6 лет до 2024 года. Это открывает возможности в том числе и для более долгосрочного бюджетного планирования, и в целом планирования всего комплекса мероприятий, направленных на достижения национальных целей развития, установленных Указом Президента.

Более того, в рамках работы над прогнозом и стратегией пространственного развития мы подготовили целый набор дополнительных показателей, которые будут использованы при реализации национальных проектов. Можно выделить, например, прогнозную динамику населения в разрезе муниципалитетов, динамику пассажирооборота и грузооборота по ключевым направлениям. Все эти данные, повторюсь, очень важны в качестве входящих при принятии решений о размещении той или иной инфраструктуры: от социальной до транспортной и энергетической.

Также важно отметить, что мы впервые в этом году разработали методику оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов, учитывающих эффекты, которые получает экономика как на фазе строительства, так и эксплуатации. Это позволило провести качественное ранжирование предлагаемых к реализации инфраструктурных проектов и сконцентрировать бюджет на тех, которые имеют максимальную отдачу.

Какие еще отличительные особенности есть у рассматриваемого сегодня документа?

Первое, он учитывает все последние изменения в законодательстве, в том числе в налоговом и пенсионном, а также реализацию плана по повышению инвестиционной активности, утвержденного Правительством в июле этого года.

Второе, прогноз основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе Президента. Каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза. Так, например, рост продолжительности жизни до 78 лет и соответствующий рост активной жизни будут одним из важных факторов преодоления негативных демографических трендов, а цифровизация экономики позволит добиться бОльших темпов роста производительности труда. Цели, повторюсь, амбициозны, и очевидно, что здесь потребуется совместная работа Правительства и региональных властей по выполнению поставленных задач.

Еще одной особенностью текущей версии прогноза является тот факт, что она подготовлена в условиях высокой волатильности на глобальных рынках. Рост ставок на американском рынке, финансово-экономический кризис развивающихся экономик, который уже захватил Аргентину, Турцию и начинает оказывать негативное влияние на другие экономики с серьезными макроэкономическими дисбалансами – это реалии сегодняшнего дня. Именно эти условия с наложившимися на них ожиданиями дополнительного санкционного давления привели к повышенной волатильности российского финансового рынка.

Но, в отличие от прошлых эпизодов, реализованные за последние годы структурные макроэкономические реформы позволили нам уверенно прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект этой волатильности как на финансовых рынках, так и в экономике.

Именно эффективность работающих институтов позволила нам занять твердую позицию и прогнозировать долгосрочную устойчивость ключевых индикаторов и ожидать, например, возвращения курса рубля к фундаментальным значениям даже в период максимальной волатильности.

Напомню, несмотря на волатильность мы сохраняли наш прогноз курса на конец года неизменным на уровне в 64 рубля за доллар даже в тот момент, когда многие начали подвергать его большому сомнению. В итоге произошло именно то, о чем я, например, говорил во Владивостоке: за последние три недели рубль уже укрепился с 70,5 до 65,0 рублей за доллар.

В целом по текущему году мы ожидаем, что экономика покажет рост на уровне в 1,8%, а инфляция закончит год на отметке в 3,4%.

В предстоящие годы мы ожидаем умеренно негативных внешних условий: постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровня ниже 60 долларов за баррель к 2024 году.

Следующий год во многом будет переходным, с непростым первым кварталом. Связано это будет с тем фактом, что повышение НДС произойдет с 1 января 2019 года, а активная фаза реализации национальных проектов начнется ближе к середине года. Также на первый квартал, по нашей оценке, придется максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках. По итогам года рост останется положительным. Он замедлится, по нашей оценке, до 1,3%. Инфляция ускорится до 4,3% . Пиковым значение по инфляции мы пройдем в начале года на уровне около 5%.

Начиная с 2020 года восстановление экономического роста будет основываться на результатах реализуемых изменений и успешной реализации национальных проектов. Это очень важный момент. Экономический рост ускорится до 2,0% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%.

Какие факторы сыграют ключевую роль в ускорении экономического роста?

Первое, смягчение демографического удара по экономике. Вместо базового сценария снижения экономически активного населения на 2 млн. чел. теперь мы ожидаем его положительной динамики. Ключевые факторы здесь: рост продолжительности активной жизни, положительная динамика миграционного притока и изменения в пенсионной системе. Занятость будет расти еще большими темпами на фоне постепенного снижения уровня структурной безработицы и создание возможностей работать для тех, кто этого хочет, но по тем или иным причинам не имеет возможности. Причем, например, помимо ряда краткосрочных решений нам нужно всерьез задуматься о долгосрочной политике привлечения к нам в страну молодых высококвалифицированных специалистов. В этом направлении нами подготовлен план действий, который планируется к утверждению правительством уже в ближайшее время. Считаю, что здесь нам нужно идти глубже и ставить вопрос о выводе системной поддержки развития русскоязычных школ за границей на качественно иной, более высокий уровень.

Второе, повышение качества и объемов инвестиционной активности до уровня в 25% ВВП. В июле был утвержден правительственный план, направленный на эти цели, – его реализация уже находится в активной фазе. В настоящее время Правительство завершило подготовку и так называемого отраслевого раздела, который содержит предложения по изменению отраслевого регулирования, а также конкретные прогнозные значения по динамике инвестиций в разрезе отраслей и, что важно, закрепленных за каждой отраслью персонального ответственного министерства. Повышение степени персональной ответственности – это важный элемент планирования в этом цикле. Об этом я также скажу чуть позже.

И, наконец, третий компонент, ускорение темпов роста производительности труда, которое будет поддерживаться активным процессом цифровизации экономики, усилением инновационной активности и реализацией национального проекта «Производительность труда», направленного на внедрение современных подходов в управлении.

В итоге мы ожидаем, что темпы роста российской экономики в результате комплексного улучшения по этим трем направлениям превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик, преодолев текущее, по оценке МВФ, 4% отставание от Германии и позволив нам остаться впереди Индонезии.

Инфляционная динамика, по нашим оценкам, стабилизируется вблизи целевого значения в 4%. Рост доходов и заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год, что вместе с реализуемыми мерами социальной политики позволит продолжить тенденцию к снижению бедности. Отмечу, что за последний год произошло ее снижение на 1,4 млн. чел. или на 1 п.п. c 13,8 до 12,8%.

Еще раз повторю, достижение запланированных показателей в прогнозе возможно только при условии эффективной и успешной реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития. Если посмотреть на историю исполнения майских указов 2012 года, то часть показателей, особенно экономических, не были достигнуты и более того, весь период реализации отсутствовали четкое понимание механизма их достижения, отсутствовал также и механизм мониторинга и контроля за их достижением.

На прошлой неделе правительство утвердило «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года», это один из ключевых документов стратегического планирования, который определяет систему приоритетов и целевых ориентиров деятельности Правительства на среднесрочную перспективу, устанавливает механизмы достижения национальных целей, поставленных Президентом в Указе.

Новизна этого документа заключается в том, что впервые предложен инструмент достижения национальных целей развития. По каждой национальной цели развития будет сформирован план её достижения, который будет устанавливать траектории выхода на целевые уровни, описывать факторы, оказывающие влияние на достижение цели, а также перечень государственных программ Российской Федерации (включая входящие в их состав федеральные проекты), к сферам реализации которых относится управление соответствующими факторами изменений.

Таким образом, план достижения национальных целей будет де-факто представлять собой экономическую «модель» достижения национальных целей развития, включающую в том числе идентификацию и описание ключевых рисков с возможными направлениями действий по их нейтрализации.

Еще одна отличительная особенность – за каждой национальной целью развития будет закреплен ответственный куратор – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В целях мониторинга достижения национальных целей будет осуществляться подготовка Отчета о ходе их достижения, содержащего информацию и анализ динамики конечных показателей и факторов достижения в увязке с ключевыми мероприятиями, а также Отчета об эффективности реализации госпрограмм, направленных на достижение национальных целей развития.

Предлагаемый порядок обеспечит понимание на рани стадиях как происходит движение с точки зрения достижения целей и позволит содержательно корректировать действия, в том числе в рамках национальных проектов в течении шестилетнего срока.

Также важно, что в этот раз мы де-факто впервые провели увязку прогноза социально-экономического развития с комплексным планом развития инфраструктуры и стратегией пространственного развития. Последний документ вызвал серьезные дискуссии, мы неоднократно обсуждали его в том числе на площадке Совета Федерации и пришли к согласованным позициям. Но еще раз повторю, эта работа проведена впервые в истории современной России. Нам предстоит здесь еще много работы в ближайшие годы, но я считаю, что фундамент здесь заложен уже очень хороший.

И последнее, что я хотел бы отметить. Планируемые к реализации национальные проекты предполагают значительное увеличения объема строительных работ начиная с транспортной инфраструктуры и заканчивая культурными центрами.

Здесь хотел бы отметить два очень важных момента.

Первое. Вся эта стройка должна быть обеспечена необходимыми ресурсами: строительными материалами, продукцией металлургии и машиностроения, трудовыми ресурсами. В отдельных сегментах у нас есть риск того, что, если мы не обеспечим рост спроса увеличением предложения мы можем столкнуться со значительным ростом цен, дефицитом и сорвать выполнение намеченных планов. Например, такая ситуация может сложиться с битумом, спрос на который из-за увеличения инфраструктурных инвестиций может удвоиться.

Понимая эту проблему, я доложил ее Президенту и теперь в рамках соответствующего поручения мы начали комплексную работу по оценке плановой потребности в ключевых ресурсах, в том числе в региональном разрезе, и возможностей по наращиванию производства. Соответствующие запросы уже направлены в регионы.

Второе. Контроль за эффективностью и своевременностью строительных работ. Очень важно, чтобы планы реализовывались в срок. Здесь мы планируем усилить контроль за реализацией проектов в рамках ФАИП и своевременно сигнализировать о возникающих проблемах для того, чтобы своевременно принять решение о корректировке планов и выделении дополнительных ресурсов.

Спасибо за внимание!

Источник: economy.gov.ru

 

Главная страница  |  Новости Минэкономразвития  |  Обновления сайта  |  Инвестиции в Ростовской области  |  Телефонный справочник