22 ноября 2018г.

Максим Орешкин: Прогноз до 2036 года - это попытка взглянуть на долгосрочные тренды

По итогам заседания Правительства РФ состоялся брифинг министра экономического развития РФ Максима Орешкина на тему «О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года».

«Понятно, что подготовка таких прогнозов – это попытка взглянуть на долгосрочные тренды. Невозможно точно предсказать, где мы будем находиться в 2036 году. Но посмотреть на основные тренды, к каким структурным изменениям они будут приводить, чтобы заранее, уже сейчас, реагировать на эти изменения с точки зрения социально-экономической политики, – это самое важное в этом процессе», - сказал он.

Прогноз учитывает внешние и внутренние условия, в которых будет жить Россия. В том числе результаты, которых мы планируем достичь в ходе выполнения поставленных национальных целей развития. Документ содержит все базовые макроэкономические показатели– цены на нефть, рост ВВП, инфляцию.

Из стенограммы:

Максим Орешкин: Сегодня на заседании Правительства был рассмотрен долгосрочный прогноз до 2036 года.

Понятно, что подготовка таких прогнозов – это попытка взглянуть на долгосрочные тренды. Невозможно точно предсказать, где мы будем находиться в 2036 году. Но посмотреть на основные тренды, к каким структурным изменениям они будут приводить, чтобы заранее, уже сейчас, реагировать на эти изменения с точки зрения социально-экономической политики, – это самое важное в этом процессе.

Я остановлюсь на основных трендах, которые мы заложили на долгосрочный период и которые важно понимать.

Первый тренд связан с динамикой сырьевых рынков. Мы ожидаем довольно серьёзного снижения и довольно низкого уровня цен на основные сырьевые товары в долгосрочной перспективе. По нашим оценкам, к 2025–2030 годам цены будут находиться на уровне примерно 50 долларов за баррель и дальше сохранятся на этом уровне – в реальном выражении. Этот уровень соответствует долгосрочным, многолетним (за несколько десятилетий – я бы даже сказал, за сто лет) ценам, которые складывались на нефтяном рынке. Понятно, что они отражают риски с точки зрения изменений структуры спроса в глобальной экономике – структуры спроса на энергию.

Второй важный тренд – то, как будет меняться российская демография. Мы сейчас находимся в непростом периоде с понижающим давлением на экономически активное население в ближайшие годы. После 2024 года экономически активное население будет расти. Это будет следствием роста продолжительности активной жизни и тех демографических вводных, которые мы сейчас имеем, связанных с активным ростом рождаемости, который наблюдался с 2000 года.

Важно понимать, что и структура рабочей силы будет меняться. Активно вырастет молодое поколение (люди в возрасте от 15 до 25 лет) – увеличится с 16 миллионов до 20 миллионов человек. Активно будет расти старшее поколение (люди в возрасте от 50 до 75 лет) – порядка 7 миллионов человек прибавится за рассматриваемый период. При этом срединная часть населения в трудоспособном возрасте (25–50 лет) будет испытывать серьёзное снижение. Это демографическая волна, которая идёт с 1990-х годов, связанная с резким падением рождаемости в тот период.

Третий тренд связан с динамикой производительности труда. Напомню, в рамках среднесрочного прогноза мы ожидаем существенного повышения темпов роста производительности, что позволит российской экономике выйти на темпы экономического роста более 3%, что выше среднемировых уровней. Причины такого ускорения производительности связаны с нашими ожиданиями увеличения инвестиционной активности в экономике и роста её до уровня свыше 25% ВВП, а также с активным внедрением новых управленческих технологий. Этим мы занимаемся в рамках национального проекта по производительности труда.

Однако за пределами 2024 года, после того как мы выйдем на новые уровни темпов роста производительности труда, вследствие того, что гэп производительности России с наиболее передовыми экономиками будет сокращаться, темпы роста производительности труда будут постепенно замедляться.

В итоге мы имеем два глобальных тренда: позитивный демографический тренд и постепенное замедление роста производительности труда, которые в целом будут обеспечивать довольно стабильную динамику экономики, долгосрочную, в районе чуть выше 3% ВВП.

Чтобы выйти на эти уровни, очень важна успешная реализация национальных проектов, успешная реализация плана по повышению инвестиций – то есть всех тех инициатив, которые сейчас приняты и реализуются Правительством. От их успеха будет зависеть, выходим мы на эту траекторию или не выходим.

Вопрос: ВВП чуть выше 3%?

Максим Орешкин: Мы не видим возможности для дальнейшего ускорения. Это связано с долгосрочными демографическими тенденциями и тенденциями с точки зрения роста производительности труда. Темп будет чуть выше 3%, примерно в этом диапазоне.

При этом очень важно понимать, что серьёзно будет меняться структура экономики. Мы увидим серьёзное увеличение доли услуг. Экспорт и импорт услуг вырастет в структуре ВВП в 1,5 раза. Мы видим, что в экспорте товаров доля сырьевых товаров снизится в 2 раза, они будут замещаться продукцией других отраслей – химической промышленности, пищевой, машиностроительной продукцией. Структурные изменения внутри экономики в этот период времени будут происходить серьёзные. И в целом понятно, что в российской экономике, как с точки зрения выпуска, так и с точки зрения инвестиций, топливно-энергетический сектор большой, поэтому расти сильно он не может – с точки зрения глобальных тенденций, с точки зрения внутренних моментов, связанных с развитием этой отрасли внутри экономики. Это во многом будет предопределять снижение его доли и во многом будет влиять на общие темпы экономического роста. Потому что, понятно, когда топливно-энергетический сектор страны показывает темпы роста 1,5–2%, для того чтобы даже выйти в среднем по экономике на 3%, другие отрасли должны расти от 4 до 5% как минимум. Чтобы в целом мы выходили на темпы роста, которые заложены в прогнозе.

Вопрос: До 2024 года рост ВВП какой?

Максим Орешкин: Пока мы среднесрочный прогноз не пересматриваем. Есть уже показатели, которые можно уточнять в ту или иную сторону, но мы этого пока не делаем. Я думаю, в начале следующего года, когда мы получим первые итоги 2018 года, можно будет смотреть, как стоит уточнять прогноз. И конечно, очень важен мониторинг тех эффектов, которые в экономике произойдут, в I квартале особенно. Этот квартал мы ожидаем самым непростым в следующем году, что связано с индексацией НДС с начала следующего года.

Вопрос: Прогноз по инфляции, по курсу рубля?

Максим Орешкин: У нас установлен целевой ориентир по инфляции 4%, он заложен полностью до 2036 года. Что касается курса, здесь мы не ожидаем каких-то кардинальных изменений с точки зрения реального курса рубля. При этом мы исходим из более-менее стабильной динамики, определённого укрепления, небольшого, реального курса рубля на всём просматриваемом горизонте.

Вопрос: До 2036 года вы закладываете реальное укрепление рубля?

Максим Орешкин: Плавное реальное укрепления рубля, что связано с опережающим ростом производительности в российской экономике.

Вопрос: Эффективного курса рубля?

Максим Орешкин: Да.

Источник: economy.gov.ru

21 ноября 2018г.

Набиуллина заявила о необходимости новой модели роста экономики в России

Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает, что необходимо провести преобразования российской экономики с целью перехода к новой модели ее роста на фоне неблагоприятных внешних условий.

"Сегодня мы все – и правительство, и Банк России, и парламент, и бизнес, и российское общество в целом – должны проделать большую работу по повышению темпов производительности труда, потенциального роста. Необходимо повышение производительности труда, улучшение делового климата, рост инвестиций… Нам нужно провести преобразования, перейти к новой модели роста при неблагоприятных внешних условиях, при высокой неопределенности", — сказала она, выступая на пленарном заседании Госдумы, посвященном денежно-кредитной политике (ДКП) ЦБ.

Глава регулятора пояснила, что экономический рост в РФ в настоящее время ограничен структурными факторами, в том числе низкой производительностью труда. "У нас низкая безработица, большое количество людей занято, но отдача на труд не очень высокая. Нужны инвестиции. Для того чтобы были инвестиции, один из факторов инвестиционного спроса, нужно, чтобы были предсказуемыми инфляция и процентные ставки", — подчеркнула Набиуллина.

Председатель Банка России также отметила, что денежно-кредитная политика не может компенсировать внутренние структурные ограничения, но понятная и предсказуемая ДКП, которая обеспечивает низкую инфляцию, и одновременно наличие инструментов, обеспечивающих поддержание финансовой стабильности, помогают снизить чувствительность экономики к внешним шокам.

Среди внешних испытаний, с которыми сталкивается российская экономика, Набиуллина назвала риски, связанные с нефтью, с "нормализацией" денежно-кредитной политики в США и ее влиянием на ситуацию на развивающихся рынках, а также санкционные риски.

ЦБ РФ ожидает, что в 2018 году темпы роста российской экономики будут находиться на уровне 1,5-2%. В 2019 году регулятор прогнозирует снижение темпов роста ВВП до 1,2-1,7%. В 2020 году темпы роста экономики РФ составят 1,8-2,3%, а в 2021 году — 2-3%, также считают в ЦБ.

Источник: РИА Новости

20 ноября 2018г.

Минэкономразвития сообщило об ускорении темпов роста ВВП в октябре

Рост ВВП России в годовом выражении в октябре ускорился до 2,5% с 1,1% в сентябре, говорится в докладе "Картина деловой активности" за ноябрь текущего года, подготовленном Минэкономразвития РФ.

"По оценке Минэкономразвития России, в октябре рост ВВП ускорился до 2,5% год к году с 1,1% год к году в сентябре", — говорится в материалах министерства.

По данным министерства, увеличение темпов роста ВВП в октябре по сравнению с предыдущим месяцем было обусловлено "в первую очередь разворотом годовой динамики производства в сельском хозяйстве, которое показало рост на 11,9% год к году после спада на 6% в сентябре и на 11,3% год к году в августе". В документе отмечается, что вклад в улучшение динамики ВВП в октябре также внесло ускорение роста промышленного производства и объема строительных работ.

"Вместе с тем продолжилось замедление роста розничного товарооборота", — отмечает министерство.

По предварительным данным Росстата, вышедшим во вторник, ВВП РФ за январь-сентябрь 2018 года вырос на 1,5% в годовом выражении. За девять месяцев 2017 года рост ВВП составлял 1,8%.

На прошлой неделе Росстат опубликовал предварительную оценку роста ВВП России в третьем квартале текущего года в годовом выражении на уровне 1,8%, которая оказалась хуже оценки Минэкономразвития в 2,2%.

Текущий прогноз Минэкономразвития по росту ВВП по итогам 2018 года составляет 1,8%.

Источник: РИА Новости

03 ноября 2018г.

Минэкономразвития определило перечень нормативных актов для оценки их влияния на деловой климат

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин провел заседание подкомиссии по оценке фактического воздействия (ОФВ), на котором утвердили план экспертизы действующих нормативных актов на 2019 год. Через процедуру ОФВ пройдут 17 законов, постановлений Правительства и ведомственных приказов.

В Минэкономразвития поступило около 150 предложений от предпринимателей и экспертного сообщества о проведении оценки фактического воздействия нормативных актов. Из них были отобраны 17 наиболее значимых для бизнеса документов. Это акты в сфере охраны окружающей среды, транспорта, обращения с отходами, регулирования торговой деятельности и другие.

«У нас была жаркая дискуссия. Ведомства пытались замолчать существующие проблемы и снять острые вопросы с рассмотрения. Я четко дал понять: роль Минэкономразвития - защита интересов российского бизнеса. Если предприниматели говорят о наличии проблемы, мы сделаем всё возможное, чтобы она была всесторонне, объективно и публично рассмотрена. Наша задача сделать так, чтобы максимально исключить из регулирования элементы, выгода от которых существенно меньше издержек бизнеса», - прокомментировал итоги подкомиссии Максим Орешкин.

Оценка фактического воздействия будет проходить в три этапа. На первом отраслевое ведомство проанализирует реальные эффекты от действия нормативного акта. На втором этапе позицию представят экспертное и деловое сообщества. После этого Минэкономразвития даст свое заключение и предложит либо внести в документ поправки, исключив избыточные нормы, либо сохранить действующее регулирование. Окончательное решение будет принимать правительственная комиссия по административной реформе.

Через процедуру оценки фактического воздействия в 2019 году пройдут следующие нормативные акты:

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ст. 22.2);
Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.65,78);
Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» (ст. 51.3, п. 4 ст. 60, пп. 4 п. 1 ст. 13);
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. ст. 31, 25);
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» (статьи 4, 7);
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. № 934 «Об утверждении правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июля 2003 г. № 144 (ред. от 31 мая 2011 г.) «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03» ;
Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
Приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»;
Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (п. 90, п. 91);
Приказ Минтранса России от 23 июля 2014 г. № 196 «Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта»;
Приказ Минтруда России от 17 августа 2015 г. № 550н «Об утверждении правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции».

Источник: http://economy.gov.ru

02 ноября 2018г.

Подкомиссия Минэкономразвития приняла ряд решений, направленных на стимулирование экономического роста

Под председательством Министра экономического развития России Максима Орешкина состоялось очередное заседание подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Подкомиссия приняла ряд решений, направленных на стимулирование экономического роста, снижение издержек при проведении импортно/экспортных операций, поддержку отдельных отраслей и секторов экономики.

Принято решение о продлении на 5 лет действия антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и Малайзии и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

По результатам повторного антидемпингового расследования в отношении гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л.с., происходящих из Китайской Народной республики компанииCaterpillar (Qingzhou) Ltd установлена ставка антидемпинговой пошлины в размере 18,5% от таможенной стоимости.

Члены подкомиссии признали целесообразным предложение о применении специальной таможенной процедуры в отношении товаров, предназначенных для организации и проведения XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени в г. Пскове в 2019 году. Речь идет о таких товарах как печатная продукция (брошюры, флайеры, проспекты, карты) для раздачи; ремесленная сувенирная продукция из дерева, керамики, железа, сукна, плетеные изделия, готовые украшения для частичной реализации; различные инструменты, сопутствующий инвентарь для изготовления сувенирной продукции на месте; расходные материалы, используемые для изготовления сувенирной продукции на месте; оборудование для производства сувенирной продукции на месте (наковальни, прядильные станки, гончарные круги и др.). Кроме того, товары, предназначенные исключительно для использования при организации и проведении мероприятий.

В целях поддержки отечественных производителей соковой продукции и снижения дефицита на внутреннем рынке отдельных видов сырья для производства соковой продукции, принято решение о продлении действия нулевой ставки на пюре в отношении абрикосового, грушевого, персикового и прочих фруктовых пюре на временной основе сроком на 3 года.

Подкомиссия одобрила предложение Республики Беларусь о продлении действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины в отношении фосфатов кальция природных, фосфатов алюминиево-кальциевых природных и мела фосфатного, размолотых по 4 января 2021 г. включительно. Это сделано для снижения финансовой нагрузки на производителей готовой продукции (минеральных удобрений) ввиду ограниченных объемов производства фосфатов на территории ЕАЭС.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и увеличение объемов производства принято решение об увеличении на 12% ставок ввозных таможенных пошлин в отношении лент из алюминиевых. Лента используется для производства крышек, конструкция которых предусматривает приспособление для вскрытия банки («ключик»), а также для производства корпусов банок. В условиях происходящих изменений на мировом рынке алюминия и продукции из алюминия и введения пошлин на алюминий в США, российские предприятия обеспокоены возможным ростом импорта из Китая, Украины и других стран.

Для повышения конкурентоспособности ковров и ковровых изделий, производимых на территории ЕАЭС, принято решение о выделении отдельного кода в отношении латекса для производства ковров и установлении нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на временной основе сроком на 3 года, при условии подтверждения целевого назначения ввозимого товара.

Для поддержки производителей обойной продукции принято решение об обнулении ставки таможенной пошлины в отношении поливинилхлорида прочего пластифицированного для производства обоев на временной основе сроком по 31 декабря 2020 года включительно. Решение принято по просьбе белорусской стороны. Это позволит белорусским производителям обойной продукции в 2018-2019 гг. провести модернизацию производства печатных форм для расширения ассортимента и улучшения качества готовой продукции, а также завершить реализацию инвестиционного проекта по созданию импортозамещающего обойного производства.

Одобрено решение о выделении отдельной подсубпозиции в отношении массы подовой для алюминиевых электролизеров и установлении в отношении нее нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на временной основе, сроком на 1 год. Подовая масса для алюминиевых электролизеров – это футеровочный материал на основе термообработанного антрацита с добавлением искусственного графита, применяемый для заполнения межблочных и периферических швов в подинах алюминиевых электролизеров, тем самым является расходным материалом при эксплуатации электролизеров в процессе производства алюминия. Внутреннее производство в Российской Федерации обеспечивает спрос только на 80 - 90% от необходимого объема. Принятая мера позволитоптимизировать цену при закупке импортной подовой массы для электролизеров, что в свою очередь сократит затраты на производство алюминия.

Источник: http://economy.gov.ru

01 ноября 2018г.

Максим Орешкин: По результатам рейтинга Doing Business Россия находится в «клубе» стран с хорошим бизнес-климатом

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин прокомментировал результаты России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В этом году страна поднялась на 4 позиции и заняла 31 место. С 2012 года Россия совершила рывок в рейтинге на 89 позиций.

«С точки зрения соотношения с другими странами у нас в этом году самая сильная позиция в БРИКС. Кроме того, мы опережаем больше половины Европы. Мы сократили дистанцию с лидером рейтинга Новой Зеландией до 9,22 балла. Россия находится в «клубе» стран с хорошим бизнес-климатом», - отметил глава Минэкономразвития.

Лучший результат Россия показала по направлению «Разрешение на строительство», поднявшись со 115 на 48 место. Благодаря реформе на 45 дней сократилось время получения разрешения, а также его стоимость.

Эксперты Всемирного банка отметили также улучшение по треку «Подключение к сетям»: стоимость подключения сократилась в 7 раз, срок – на 10 дней.

По направлению «Кредитование» Россия поднялась до 22 места благодаря реализованной еще в 2016 году реформе, уточняющей основания для освобождения заложенного имущества от автоматической приостановки или моратория на процедуры обращения взыскания, когда в отношении должника начинается процедура финансового оздоровления и внешнего управления.

Максим Орешкин отметил, что в 2017-2018 годах Россия провела большое количество реформ, которые еще не учтены Всемирным банком. А значит, у страны есть потенциал для улучшения места в следующем рейтинге. Так, например, по треку «Международная торговля» в этом году Россия выросла только на одну позицию при большом количестве реформ в данной сфере.Вступление в силу нового Таможенного кодекса позволило сократить затраты и время на оформление таможенных процедур, упростить процесс подачи документов. Кроме того, ФТС приступила к практической реализации Программы развития до 2020 года. Это позволит автоматизировать значительную часть процессов и усовершенствовать подход к риск-категорированию участников внешнеэкономической деятельности. «С точки зрения показателя в этом году результат выглядит скромным. Но считаем, что намеченные изменения, а также темп их внедрения позволят существенно повысить качество и скорость таможенного администрирования. И не только по тем маршрутам, которые оцениваются Всемирным банком, но и в целом по стране, что является более важным для состояния делового климата в России», - прокомментировал заместитель министра экономического развития РФ Тимур Максимов результат по направлению «Международная торговля».

В целом, говоря об итогах рейтинга, Максим Орешкин подчеркнул, что Россия ведет комплексную работу по совершенствованию делового климата.

«Doing Business – это маленькая часть инвестиционного климата. Он учитывает не все административные процедуры, которые есть в экономике. Мы смотрим на деловой климат гораздо шире. Тот же механизм «Трансформация делового климата» выходит за пределы охвата рейтинга», - подчеркнул министр. «Задача на ближайшие годы - вхождение в двадцатку стран. Задел под это уже во многом есть».

Источник: http://economy.gov.ru

15 октября 2018г.

Изменение климата: как власти предлагают улучшить условия для бизнеса

Упрощение проверок, сокращение отчетности и снижение административного давления — таковы первые отобранные чиновниками и бизнесом меры по улучшению делового климата. Однако к коренным изменениям они не ведут, уверены эксперты.

Минэкономразвития определилось с инструментами улучшения условий для ведения бизнеса в России — министерство подготовило первый комплекс мер в рамках плана «Трансформация делового климата» (ТДК). В пакет вошли около ста инициатив из нескольких сотен, предложенных бизнесом. РБК ознакомился с материалами министерства.

Некоторые из этих инициатив вынесены на обсуждение правительственной подкомиссии по обеспечению устойчивого развития экономики под руководством главы Минэкономразвития Максима Орешкина, подтвердил РБК представитель МЭР. Заседание подкомиссии пройдет в понедельник, 15 октября.

Попытка повлиять на климат

План «Трансформация делового климата» правительство вписало в «Основные направления» своей деятельности до 2024 года. Как говорится в документе, ТДК — это «новый механизм оперативного реагирования федеральных органов государственной власти на запросы бизнес-сообщества», который должен стать одним из ключевых инструментов правительства по созданию условий для экономического роста.

Как писал РБК, план, в частности, призван снять законодательные барьеры при ведении бизнеса. Формат ТДК предполагает открытый сбор предложений от предпринимателей и регионов. За несколько месяцев от них поступило более 700 инициатив, которые предлагалось включить в план. Затем эти меры рассматривались экспертами, чиновниками, представителями компаний и бизнес-объединений — часть идей отсеивалась, остальные попали в текущую версию плана. Меры разделены на «белый» список и список разногласий, следует из материалов МЭР.

Список будет дополняться новыми инициативами каждые полгода (ближе к осенней и весенней сессиям Госдумы). Первый пакет включает предложения по 13 направлениям, каждое из которых ведет отдельная экспертная группа: налоги, контрольно-надзорная деятельность, таможенное администрирование, человеческий капитал, производительность труда и т.д.

Еще шаг в Doing Business

Самые важные пункты плана «Трансформация делового климата» — меры, связанные с информатизацией, говорит федеральный чиновник. «Это прямо отражается на позиции России в рейтинге Doing Business. Бизнесу важно зайти в одно окно, дать пакет документов в цифровом виде и через десять дней гарантированно получить то, что ему нужно», — поясняет собеседник РБК. При этом план Минэкономразвития по деловому климату отвечает более широким целям, чем Doing Business, подчеркивает он.

Согласно майским указам 2012 года, в 2018 году Россия должна достичь 20-й строчки в Doing Business. Рейтинг этого года еще не опубликован, в прошлом году Россия находилась на 35-м месте. При этом уровень качества регуляторной среды — более широкий показатель, который также рассчитывает Всемирный банк, — пока по-прежнему остается в отрицательной зоне (Россия находится в замыкающей трети стран по этому индикатору).

Как планируют трансформировать бизнес-среду

Многие из мер, которые вошли в «белый» список плана, объединяет стремление к цифровизации госуслуг и переходу на электронный документооборот. Так, в налоговом блоке Минэкономразвития предлагает ввести формат «одного окна» при подаче отчетности. В июне правительство уже одобрило такой принцип для бухгалтерской отчетности, которую предприятиям сейчас приходится подавать и в Росстат, и в ФНС (теперь ее будут собирать только налоговики).

При этом передавать финансовые показатели требуется не только в ФНС и Росстат. «Другие государственные информационные системы — например, ГИС ЖКХ, промышленности, ценообразования в строительстве — включают часть показателей финансовой отчетности», — рассказала РБК вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Мария Глухова, курирующая налоговое направление ТДК. Именно для таких случаев планом и предлагается создать единое окно.

В плане также предусмотрена возможность подачи единой заявки на подключение ко всем коммуникациям. Сейчас для присоединения к электросетям, газу, теплу и воде предприниматель должен обратиться в четыре инстанции.

Кроме того, авторы плана намерены разрешить предпринимателям оплачивать задолженность компании уже после ликвидации юрлица. «Если компания закрывается с долгами, возможность учредить новую ограниченна. Но бизнес может потерпеть неудачу не только из-за недостаточной квалификации, но и из-за внешнеполитических причин или форс-мажора. Мера даст бизнесу «право на ошибку» и шанс начать все с начала», — пояснила РБК Глухова.

В блоке развития человеческого капитала и роста производительности труда предлагается учитывать потребности работодателей при госаккредитации образовательных программ, а также разрешить коммерческим предприятиям образовательную деятельность.

Для совершенствования таможенного администрирования предложено перейти на электронный документооборот при пограничном контроле, причем как на национальном уровне, так и при взаимодействии в рамках ЕАЭС.

Целый блок предложений предполагает создание новых сервисов ФНС — например, отдельного сайта для проверки оснований отказа в регистрации юрлица и сервиса предупреждений о попытках мошенников изменить данные компании. А в контрольно-надзорном блоке МЭР предлагает актуализировать вопросы в проверочных листах (сейчас такие листы используются при проведении проверок компаний, но вопросы в них могут быть неконкретными или субъективными). Снижение числа обязательных требований, выполнение которых проверяют надзорные органы, должно помочь снизить коррупционные риски, отмечают в МЭР.

Спорные предложения

Первичный фильтр инициативы проходили на заседаниях экспертных групп — предложений было много, отмечает федеральный чиновник, но их зачастую отклонял сам бизнес. Впрочем, споры бизнес-сообщества и чиновников проходили бурно — «бумаги летали», говорит собеседник РБК. Меры, по которым договориться пока не удалось, попали в список разногласий. «Мы надеемся, что часть мер, которые оказались в серой зоне, после обсуждения будут приняты», — отмечает Глухова.

Например, спор вызвала возможность регистрировать компании по адресу другого юрлица: как утверждает Минэкономразвития, по опыту других стран связь с предпринимателями, в первую очередь почтовую, могут обеспечивать компании, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги (именно по их адресу и будет регистрация). «По этому проекту баланс интересов пока не соблюден, и решение, которое устроило бы и силовиков, и бизнес, не найдено. Пока (разногласия) неустранимы. Скорее всего, из-за жесткой позиции ФСБ, ФНС и Росфинмониторинга проект отправят на доработку», — говорит федеральный чиновник. Не решен и вопрос перехода на отправку корреспонденции по электронному, а не почтовому адресу — этот пункт также оказался в таблице разногласий.

Не удалось договориться и об увеличении срока, после которого начнут действовать новые формы налоговой отчетности. Бизнес предлагает отодвинуть его с одного до трех месяцев. «Число требований к отчетности растет. Успеть адаптировать электронные системы непросто, особенно для большой компании. За три месяца объективно можно успеть», — отмечает Глухова.

Впрочем, пока эту инициативу можно отнести к числу «полумер», считает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил? Цыганков. «В ноябре 2014 года, чтобы изменения не принимались постоянно, Минэкономразвития предлагало две даты вступления в силу всех нормативных актов, регулирующих бизнес, — 1 апреля и 1 октября ежегодно, при этом они должны вступать в силу не ранее чем через шесть месяцев после опубликования», — напомнил Цыганков.

РБК направил запрос в ФНС с просьбой пояснить позицию ведомства по пунктам плана, которые вызвали разногласия.

Один из спорных вопросов в рамках таможенного блока — возбуждение административных дел вне зависимости от размера экономического ущерба, что приводит к задержке товаров минимум на месяц. МЭР предлагает увязать наказание за нарушения со степенью экономической опасности и общественным ущербом, а также внедрить упрощенный порядок привлечения к административной ответственности (или освобождения от нее) в этих случаях. А в контрольно-надзорном направлении разногласия вызвала, в частности, мера по ограничению возбуждения административных дел без предшествующих этому проверок.

15 октября чиновники и бизнес должны снять разногласия по спорным пунктам плана, а затем Минэкономразвития направит документ в правительство, объясняет чиновник. Утвержден план должен быть в виде распоряжения кабинета. «По всем мероприятиям будет применяться принцип «двух ключей» — без положительной оценки бизнеса ни одно из мероприятий не будет считаться исполненным», — отметил собеседник РБК.? Новый цикл обсуждения предложений начнется с января.

Но этого недостаточно

План не предполагает структурных перемен и существенного изменения условий ведения бизнеса, заявила РБК профессор РЭШ Наталья Волчкова. «Это полезные, но технические меры, которые не создадут условий для настоящей трансформации делового климата и экономического развития страны», — уверена она.

Отбор для ТДК смогли пройти предложения по точечным, а не по структурным изменениям, согласен Цыганков. «Вероятно, для запуска ТДК Минэкономразвития выбрало проходные меры, которые не вызовут серьезного аппаратного сопротивления», — отметил он.

Но даже эти частные изменения, по его словам, попали в план «в усеченном виде» — в частности, идея запретить возбуждение административных дел в обход проверок. «Разрушают бизнес, как известно, не административные дела, а уголовное преследование, когда идут выемки документов и техники, а предпринимателя отправляют в СИЗО», — указал Цыганков.

При этом в документе есть и нереализованные ранее идеи. Например, сократить число требований во время плановых проверок для снижения нагрузки и коррупционных рисков. «Это выполнение домашнего задания «открытого правительства» (упраздненной площадки, которой руководил министр без портфеля Михаил Абызов. — РБК), которому так и не удалось добиться принятия нового закона о контроле-надзоре», — заключил Цыганков.

Инициативы из списка не защищают бизнес от одностороннего вмешательства государства, обратила внимание Волчкова. «Для бизнеса крайне важна возможность существовать в предсказуемых условиях с точки зрения государственного регулирования. Законопослушный предприниматель должен быть уверен, что завтра к нему не придут и не скажут, что он должен заплатить столько-то, потому что у него есть сверхприбыли. Предложенные меры хотя и снижают определенные издержки на прохождение процедур регулирования, но не гарантируют законопослушным предпринимателям, что никто не будет ставить им палки в колеса и они не потеряют свой бизнес», — указала Волчкова.

Продвижение в Doing Business — «важное достижение, но при этом мы не видим, что оно оказало значительное влияние на экономическое развитие», отметила Волчкова, наоборот, наблюдается замедление темпов экономического роста. «Конечно, есть внешние, не зависящие от Минэкономразвития факторы, но и внутренние не способствуют тому, чтобы компании с удовольствием инвестировали средства в развитие бизнеса», — указала эксперт.

Параллельно с утверждением новых мер Минэкономразвития следует проанализировать, почему принятые технические улучшения налогового администрирования и надзора не привели к кратному росту инвестиций, считает Наталья Волчкова. «Возможно, тогда будет ясно, что является сдерживающими факторами в реальном улучшении условий ведения бизнеса», — отметила эксперт.

Источник: www.rbc.ru

10 октября 2018г.

Максим Орешкин: Чиновники будут нести персональную ответственность за достижение национальных целей

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин рассказал об Основных направлениях деятельности Правительства до 2024 года (ОНДП) на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

«Важными элементами ОНДП стали ориентация на результат и персональная ответственность за его достижение», - подчеркнул министр. «Любая национальная цель представляет собой комплексную цель. Например, цель по увеличению продолжительности жизни населения включает в себя не только развитие здравоохранения, но и улучшение качества дорог, чтобы уменьшить смертность в ДТП. Достижение цели по обеспечению экономического роста невозможно без обеспечения более высокого уровня занятости, роста качественной миграции, повышения средней продолжительности жизни. Каждая цель представляет собой комплексный проект, который расходится по разным министерствам, поэтому важно иметь единого ответственного».

Максим Орешкин отметил, что в ближайшие 6 лет Правительству предстоит работать в условиях изменений в мировой экономики. Основными негативными факторами он назвал торговые войны и волатильность развивающихся рынков.

«Это не очень простые времена с точки зрения роста в целом глобальной экономики. Но для нас это означает большие возможности», - сказал глава Минэкономразвития. Он пояснил, что Россия сейчас обсуждает с Китаем возможность замещения на китайском рынке ниши, которая образовалась из-за торговой войны с США.

Среди важнейших задач Правительства на ближайшие 6 лет министр назвал повышение объема инвестиций. В июне 2018 года был принят план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. В данный момент готовится к принятию отраслевая часть плана.

«Я хочу добиться того, чтобы каждое министерство, которое соприкасается со сферой экономики, поменяло свое сознание с точки зрения развития частных инвестиций», - сообщил Максим Орешкин. «Планируем закрепить за министерствами целевые показатели с точки зрения инвестиционной динамики. Приоритеты должны сместиться с регулирования как такового в сторону нацеленности на увеличение объемов инвестиций. Работа по изменению приоритетов в ходе инвестиционного процесса – очень важный элемент для развития инвестиционной активности».

Источник: economy.gov.ru

03 октября 2018г.

Максим Орешкин: В 2020 году экономический рост ускорится до 2,0%, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в ходе «Правительственного часа» в Совете Федерации представил прогноз социально-экономического развития на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы.

Уважаемая Валентина Ивановна,

Уважаемые сенаторы!

На площадке Совета Федерации не раз и, конечно, абсолютно справедливо ставился вопрос о проблемах в части стратегического планирования. Многие из тех, кто сегодня находится в этом зале, не понаслышке знают эту проблематику. Поэтому сегодня мне хотелось бы доложить Вам как развивается наша работа в данном направлении.

Указ Президента №204 поставил перед страной амбициозные цели. Их достижение требует не просто максимальной отдачи от каждого участника процесса, но и их полной координации, взаимоувязанности действий не только в краткосрочной перспективе, но и на долгосрочном горизонте.

Одним из документов, образующим эту связанность, который является во многом фундаментом всей работы Правительства, это прогноз социально-экономического развития. Именно на его базе делаются оценки любых планов Правительства, именно он является базой для принятия решений в части развития инфраструктуры, определения приоритетов регионального развития.

Работа, которую мы провели за последний год, позволила в этот раз подготовить прогноз не как это традиционно происходило у нас на три года, а сразу на 6 лет до 2024 года. Это открывает возможности в том числе и для более долгосрочного бюджетного планирования, и в целом планирования всего комплекса мероприятий, направленных на достижения национальных целей развития, установленных Указом Президента.

Более того, в рамках работы над прогнозом и стратегией пространственного развития мы подготовили целый набор дополнительных показателей, которые будут использованы при реализации национальных проектов. Можно выделить, например, прогнозную динамику населения в разрезе муниципалитетов, динамику пассажирооборота и грузооборота по ключевым направлениям. Все эти данные, повторюсь, очень важны в качестве входящих при принятии решений о размещении той или иной инфраструктуры: от социальной до транспортной и энергетической.

Также важно отметить, что мы впервые в этом году разработали методику оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов, учитывающих эффекты, которые получает экономика как на фазе строительства, так и эксплуатации. Это позволило провести качественное ранжирование предлагаемых к реализации инфраструктурных проектов и сконцентрировать бюджет на тех, которые имеют максимальную отдачу.

Какие еще отличительные особенности есть у рассматриваемого сегодня документа?

Первое, он учитывает все последние изменения в законодательстве, в том числе в налоговом и пенсионном, а также реализацию плана по повышению инвестиционной активности, утвержденного Правительством в июле этого года.

Второе, прогноз основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе Президента. Каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза. Так, например, рост продолжительности жизни до 78 лет и соответствующий рост активной жизни будут одним из важных факторов преодоления негативных демографических трендов, а цифровизация экономики позволит добиться бОльших темпов роста производительности труда. Цели, повторюсь, амбициозны, и очевидно, что здесь потребуется совместная работа Правительства и региональных властей по выполнению поставленных задач.

Еще одной особенностью текущей версии прогноза является тот факт, что она подготовлена в условиях высокой волатильности на глобальных рынках. Рост ставок на американском рынке, финансово-экономический кризис развивающихся экономик, который уже захватил Аргентину, Турцию и начинает оказывать негативное влияние на другие экономики с серьезными макроэкономическими дисбалансами – это реалии сегодняшнего дня. Именно эти условия с наложившимися на них ожиданиями дополнительного санкционного давления привели к повышенной волатильности российского финансового рынка.

Но, в отличие от прошлых эпизодов, реализованные за последние годы структурные макроэкономические реформы позволили нам уверенно прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект этой волатильности как на финансовых рынках, так и в экономике.

Именно эффективность работающих институтов позволила нам занять твердую позицию и прогнозировать долгосрочную устойчивость ключевых индикаторов и ожидать, например, возвращения курса рубля к фундаментальным значениям даже в период максимальной волатильности.

Напомню, несмотря на волатильность мы сохраняли наш прогноз курса на конец года неизменным на уровне в 64 рубля за доллар даже в тот момент, когда многие начали подвергать его большому сомнению. В итоге произошло именно то, о чем я, например, говорил во Владивостоке: за последние три недели рубль уже укрепился с 70,5 до 65,0 рублей за доллар.

В целом по текущему году мы ожидаем, что экономика покажет рост на уровне в 1,8%, а инфляция закончит год на отметке в 3,4%.

В предстоящие годы мы ожидаем умеренно негативных внешних условий: постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровня ниже 60 долларов за баррель к 2024 году.

Следующий год во многом будет переходным, с непростым первым кварталом. Связано это будет с тем фактом, что повышение НДС произойдет с 1 января 2019 года, а активная фаза реализации национальных проектов начнется ближе к середине года. Также на первый квартал, по нашей оценке, придется максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках. По итогам года рост останется положительным. Он замедлится, по нашей оценке, до 1,3%. Инфляция ускорится до 4,3% . Пиковым значение по инфляции мы пройдем в начале года на уровне около 5%.

Начиная с 2020 года восстановление экономического роста будет основываться на результатах реализуемых изменений и успешной реализации национальных проектов. Это очень важный момент. Экономический рост ускорится до 2,0% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%.

Какие факторы сыграют ключевую роль в ускорении экономического роста?

Первое, смягчение демографического удара по экономике. Вместо базового сценария снижения экономически активного населения на 2 млн. чел. теперь мы ожидаем его положительной динамики. Ключевые факторы здесь: рост продолжительности активной жизни, положительная динамика миграционного притока и изменения в пенсионной системе. Занятость будет расти еще большими темпами на фоне постепенного снижения уровня структурной безработицы и создание возможностей работать для тех, кто этого хочет, но по тем или иным причинам не имеет возможности. Причем, например, помимо ряда краткосрочных решений нам нужно всерьез задуматься о долгосрочной политике привлечения к нам в страну молодых высококвалифицированных специалистов. В этом направлении нами подготовлен план действий, который планируется к утверждению правительством уже в ближайшее время. Считаю, что здесь нам нужно идти глубже и ставить вопрос о выводе системной поддержки развития русскоязычных школ за границей на качественно иной, более высокий уровень.

Второе, повышение качества и объемов инвестиционной активности до уровня в 25% ВВП. В июле был утвержден правительственный план, направленный на эти цели, – его реализация уже находится в активной фазе. В настоящее время Правительство завершило подготовку и так называемого отраслевого раздела, который содержит предложения по изменению отраслевого регулирования, а также конкретные прогнозные значения по динамике инвестиций в разрезе отраслей и, что важно, закрепленных за каждой отраслью персонального ответственного министерства. Повышение степени персональной ответственности – это важный элемент планирования в этом цикле. Об этом я также скажу чуть позже.

И, наконец, третий компонент, ускорение темпов роста производительности труда, которое будет поддерживаться активным процессом цифровизации экономики, усилением инновационной активности и реализацией национального проекта «Производительность труда», направленного на внедрение современных подходов в управлении.

В итоге мы ожидаем, что темпы роста российской экономики в результате комплексного улучшения по этим трем направлениям превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик, преодолев текущее, по оценке МВФ, 4% отставание от Германии и позволив нам остаться впереди Индонезии.

Инфляционная динамика, по нашим оценкам, стабилизируется вблизи целевого значения в 4%. Рост доходов и заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год, что вместе с реализуемыми мерами социальной политики позволит продолжить тенденцию к снижению бедности. Отмечу, что за последний год произошло ее снижение на 1,4 млн. чел. или на 1 п.п. c 13,8 до 12,8%.

Еще раз повторю, достижение запланированных показателей в прогнозе возможно только при условии эффективной и успешной реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития. Если посмотреть на историю исполнения майских указов 2012 года, то часть показателей, особенно экономических, не были достигнуты и более того, весь период реализации отсутствовали четкое понимание механизма их достижения, отсутствовал также и механизм мониторинга и контроля за их достижением.

На прошлой неделе правительство утвердило «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года», это один из ключевых документов стратегического планирования, который определяет систему приоритетов и целевых ориентиров деятельности Правительства на среднесрочную перспективу, устанавливает механизмы достижения национальных целей, поставленных Президентом в Указе.

Новизна этого документа заключается в том, что впервые предложен инструмент достижения национальных целей развития. По каждой национальной цели развития будет сформирован план её достижения, который будет устанавливать траектории выхода на целевые уровни, описывать факторы, оказывающие влияние на достижение цели, а также перечень государственных программ Российской Федерации (включая входящие в их состав федеральные проекты), к сферам реализации которых относится управление соответствующими факторами изменений.

Таким образом, план достижения национальных целей будет де-факто представлять собой экономическую «модель» достижения национальных целей развития, включающую в том числе идентификацию и описание ключевых рисков с возможными направлениями действий по их нейтрализации.

Еще одна отличительная особенность – за каждой национальной целью развития будет закреплен ответственный куратор – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В целях мониторинга достижения национальных целей будет осуществляться подготовка Отчета о ходе их достижения, содержащего информацию и анализ динамики конечных показателей и факторов достижения в увязке с ключевыми мероприятиями, а также Отчета об эффективности реализации госпрограмм, направленных на достижение национальных целей развития.

Предлагаемый порядок обеспечит понимание на рани стадиях как происходит движение с точки зрения достижения целей и позволит содержательно корректировать действия, в том числе в рамках национальных проектов в течении шестилетнего срока.

Также важно, что в этот раз мы де-факто впервые провели увязку прогноза социально-экономического развития с комплексным планом развития инфраструктуры и стратегией пространственного развития. Последний документ вызвал серьезные дискуссии, мы неоднократно обсуждали его в том числе на площадке Совета Федерации и пришли к согласованным позициям. Но еще раз повторю, эта работа проведена впервые в истории современной России. Нам предстоит здесь еще много работы в ближайшие годы, но я считаю, что фундамент здесь заложен уже очень хороший.

И последнее, что я хотел бы отметить. Планируемые к реализации национальные проекты предполагают значительное увеличения объема строительных работ начиная с транспортной инфраструктуры и заканчивая культурными центрами.

Здесь хотел бы отметить два очень важных момента.

Первое. Вся эта стройка должна быть обеспечена необходимыми ресурсами: строительными материалами, продукцией металлургии и машиностроения, трудовыми ресурсами. В отдельных сегментах у нас есть риск того, что, если мы не обеспечим рост спроса увеличением предложения мы можем столкнуться со значительным ростом цен, дефицитом и сорвать выполнение намеченных планов. Например, такая ситуация может сложиться с битумом, спрос на который из-за увеличения инфраструктурных инвестиций может удвоиться.

Понимая эту проблему, я доложил ее Президенту и теперь в рамках соответствующего поручения мы начали комплексную работу по оценке плановой потребности в ключевых ресурсах, в том числе в региональном разрезе, и возможностей по наращиванию производства. Соответствующие запросы уже направлены в регионы.

Второе. Контроль за эффективностью и своевременностью строительных работ. Очень важно, чтобы планы реализовывались в срок. Здесь мы планируем усилить контроль за реализацией проектов в рамках ФАИП и своевременно сигнализировать о возникающих проблемах для того, чтобы своевременно принять решение о корректировке планов и выделении дополнительных ресурсов.

Спасибо за внимание!

Источник: economy.gov.ru

 

Главная страница  |  Новости Минэкономразвития  |  Обновления сайта  |  Инвестиции в Ростовской области  |  Телефонный справочник